Казачество. Геноцид народа


Данная тема перекликается со множеством других тем Энциклопедии
, будучи одной из основных в позиции В.П. Мелихова  

КАЗАЧЕСТВО. ГЕНОЦИД НАРОДА

(выдержки из высказываний В.П. Мелихова с форума  http://elan-kazak.ru/forum/index.php )

***

 

(…) И.А. Ильин в свое время писал: «Мы не выйдем из этой окаянной смуты, пока не отделим честно и четко правду от лжи, и не начнем стойко и мужественного выговаривать правду».
А правда по поднятым Вами вопросам, на мой взгляд, сводится к следующему:

Безусловно, российское общество, в особенности, его интеллектуальная элита, к 1917 году было больнО, но не настолько, чтобы эту болезнь лечить столь радикально, как впоследствии предложили «либералы» и ввергли страну в хаос. Этот хаос был, безусловно, подогреваем извне сторонниками уничтожения мощи и благоденствия Российской Империи и тому есть подтверждения в огромном количестве публикуемых сегодня архивных документов и исторических изысканий, таких, как «Уолт-Стрит и большевистская революция» Э.Саттона; а также в трудах А.С.Шмакова, Даниэля Эстулин, Ю.К. Бегунова , Н.Х. Вебстера и др. Или почитайте того же самого казака И. А. Родионова.

Совершенно иной вопрос — почему основная масса населения поддалась примитивизму большевистской демагогии и звериной жестокости методов ее исполнения. Ведь грабили, убивали всех, как Вы выражаетесь, буржуев и помещиков: и тех, кто пекся о жизни своих работников, выстраивая для них и жилые дома, и школы, и больницы, и тех, кто все свое состояние спускал в борделях Монте-Карло. Убивали и геройских, ничем не запятнанных, офицеров и генералов, так же, как и тех офицеров, которые заигрывали с распоясавшейся солдатней. Это было повальное безумие безнаказанности содеянного, которое как раз и дали февралисты, произведя развал государства, нарушив его легитимность. Все остальное уже было предсказуемо. Страна поделилась на тех, кто еще имел страх Божий и на тех, кто этот страх утерял, все более погружаясь в произвол личностных страстей. И с одной и с другой стороны была идеология.

Форумчанину: Вот Вы пишете: «В первую очередь казачье движение должно базироваться не на идеях противостояния и идейной вражды, а на взаимоотношениях между собой, основанных на казачьем укладе. Не научимся этому, можно да же не задумываться об отстаивании своей идеи в обществе».
А ведь указание Вами на казачий уклад жизни – тоже ведь идеология, базирующаяся на идее, олицетворяющей этот уклад. И если этой идеологии противопоставляют идеологию иную, разве не произойдет их противоборство?
Что же касается всех последующих Ваших размышлений, то хочу по ним показать три примера, которые могу привести из последних дней пребывания на Дону, откуда вернулся только вчера.

В хуторе Антиповском, рядом с местом разрушенной церкви, стоит вот этот обелиск.  (фото)

Когда я подошел к нему поближе, то крайне был удивлен. Центральное «надгробие» было высечено и искуснейше отполировано из черного гранита, на который неуклюже вверху приторочена звезда и по бокам на обычном железе написаны облупившейся краской фамилии погибших во 2-ю мировую. Как-то все это выглядело несопоставимо друг с другом. Да и когда это сов.власть погибшим в войне хуторянам тратилась на гранит? – если что и делалось, то, в основном, из бетона.
Никто не знал, в чем здесь заковыка, кроме одного казака, которого мы повидали и он нас вновь повел к этому памятнику – но с обратной стороны. И показал сбитую надпись:

Сбитые буквы гласили: «Филимонов Иван Егорович 1830+1912 г., казачьему полковнику благодарные казаки».
Оказалось — данное надгробие было установлено Ивану Егоровичу казаками х. Антиповского в благодарность за все те труды, которые он предпринял в строительстве хуторской церкви и развития образования в хуторе. Не русские и не отряды ЧК разорили надгробие, а «красные казаки», вернувшиеся с Крыма насквозь уже пропитанные большевистской заразой, вспомнили как торжественно хоронили Филимонова И.Е. и решили выкопать останки, чтобы поживиться наградами да оружием. Так и осквернили могилу, а пьедестал сбросили в яр. Через пару лет пред. комбедовец (тоже из местных красных «казаков» ) с гармошкой и самогоном объезжал зажиточных и грабил их в угоду мировой революции. Один дед не стерпел такого мародерства и лупанул «земляка» безменом по башке – тот дух и испустил. Деда, конечно, расстреляли, а комбедовца похоронили с почестями на бугру. Вспомнили тут и об обелиске Филимонова И.Е. Сбили буквы, написали краской «Дорогому товарищу…» (не пишу фамилии, т.к. его родня живет в хуторе, и они не виноваты в происках своего прадеда), и все бы ничего, так и стоял бы он по сей день на этом бугру, но в 60-х годах по хуторам пошла разнорядка установить памятники погибшим во Второй Мировой войне. Ну и стали все делать надгробья да таблички. И опять Антиповские вожди вспомнили об этом памятнике, ну что он будет стоять без толку на бугре, где уж и хутора нет ,и люди туда не ходят , и тихонько ночью перетащили в Антиповку это надгробье. Стерли фамилию комбедовца и написали «Вечная слава героям, павшим за нашу Родину». Так там по сей день он и стоит.

К чему я привел этот пример – к тому, чтобы на нем определиться в правде. И как эта правда будет воспринимаема. По совести, необходимо данный надгробный памятник восстановить тому, кому он первоначально был посвящен. Но если это сделать – какой гвалт подымется ! А справедливый ли он будет или нет?

А вот второй пример. Наверняка, Вы знаете, при раскулачивании, параллельно шедшем с расказачиванием, практиковалась такая мера, как задержка репрессированных к выселке на зиму в «фильтрационных лагерях». Это когда всех детей, стариков, женщин сгоняли перед зимой в степь. Там опутывали площадь колючей проволокой и держали людей до весны. Как правило, к весне 2/3 погибало, оставшихся гнали к вагонам и осуществляли высылку. Погибали в основном дети и старики, более сильные мужчины и женщины выживали – они-то и были годны для дальнейшей работы в советских концлагерях. Мало кто знает, КАК выживали эти несчастные в подобных «фильтрационных лагерях». Из множества существовавших, мы нашли пока один. Он представляет из себя шесть полос землянок длиной метров 250-300, без отопления и страшно тесные : на фото видны через каждые два метра лазы – выход из землянки, в которой находилась семья.  (фото будут восстановлены с заблокированного форума  позже)
Один такой лагерь вмещал до 2-3 тыс. человек. Подобными операциями руководила также Красная Армия с уполномоченными от ОГПУ.
И последнее: мне недавно принесли в Музей выписки из архивных документов по методам продразверстки, осуществляемым отрядами самообеспечения Красной Армии.

Вот короткие выписки из них:
«Для раскулачивания были созданы бригады, в состав которых были введены военнослужащие 2-го территориального бронеполка (…) Они арестовали и избили отца красноармейца-середняка, которому был приклеен ярлык кулака-бандита. Они доставили его в штаб полка связанным». «Начальник продотряда и начальник уездной милиции Дрызгалович и заведующий уездным отделом управления Игнатов на общем собрании исстегали в кровь крестьян и крестьянок с грудными детьми нагайками с привязанными на конце ружейными патронами, а председателя сельсовета приставили к стенке и хотели расстрелять, причем последний едва спасся бегством. В с. Панфилове Барнаульского уезда Томской губернии продинспектор раздевал догола и сажал в холодные амбары крестьян-налогоплательщиков, если они не кормили его обедом. В Каргопольском уезде Вологодской губернии за невыполнение налога арестовано на сутки целое село. В Алтайской губернии продработники избивают членов волсоветов и работников исполкомов. В Бежецком уезде Тверской губернии отмечены массовые избиения крестьян продотрядами».

К чему я привел эти факты? К тому, чтобы Вы подумали, кого привел к власти Ваш дед. Наверняка, он не участвовал в подобных экзекуциях, наверняка, он, как и один из вешенских казаков, стоявших в оцеплении «фильтрационных лагерей», помогал страдающим. Но он и еще тысячи таких же привели, а затем и закрепили у власти нелюдей – не увидев в них этих нелюдей, поверив в их ложь и демагогию. Неужели нужно этой слепотой и сегодня подвергать свою жизнь и жизнь наших детей и внуков последующим страданиям. Из всего предшествующего необходимо делать выводы. Выводы не на пристрастиях и антипатиях, а на четком осознании свершившегося.

Вот Вы пишете: «Являлись ли эти ошибки преступными, на мой взгляд, да, но того же уровня ошибки я усматриваю и в бескомпромиссном поведении Краснова по отношению: к бедноте нуждавшейся в земле, как в источнике добычи пропитания»;   или : «Руководство в лице Краснова, прямо ассоциировало крестьян с коммунистами, а значит с непримиримыми врагами.»

Но ведь это же абсолютная неправда. Я уже не раз об этом говорил, приводил документы, что позиция Краснова П.Н., как Атамана ВВД, была такова: все, кто борются с оккупационным режимом большевиков – будь то казак или безземельный крестьянин – одинаково были наделены землей и гражданскими правами. Кто от этого уклонялся – тот лишался и первого и второго. Это справедливо – кто проливал кровь за свою землю – тот и был ее хозяином.

И по Миронову я также приводил пример, как за его сотнями в станицы входили китайские отряды и измывались над населением.
Что приносил Миронов и подобные ему в станицу ? – последующую смерть, рабство и унижение. И абсолютно неважно, сам он этот делал или иные, пришедшие после него. Важно, что после его «победы» наступала победа кровожадного зверя. И наоборот, после прихода Донской Армии одновременно приходили освобождение и порядок. Да, были определенные эксцессы. Но политика и Донского правительства и Добр.Армии и всех антибольшевистских сил не призывала ни к геноциду, ни к тотальному уничтожению. А политика большевизма приняла на вооружение красный террор и тотальное уничтожение и сделала их официальной политикой, претворяемой в жизнь специально разработанными постановлениями. Неужели не видно разницы?

Еще один пример – Муссолини – основатель фашистской партии и вождь итальянского фашизма. За все время его правления в период с момента прихода его к власти и до начала Второй мировой войны поверглись уголовному преследованию по политическим мотивам порядка 4-5 тыс. человек, из которых расстреляны только 5! И то, за террористическое покушение на королевскую особу. Но какой неумолимой критике он подвержен! И как с ним обошлись! Ленин, Сталин и все последующие вожди коммунизма уничтожили миллионы! И им до сих пор стоят памятники. И множественные силы общества продолжают говорить об их величии и гуманности! Можно ли это объяснить, основываясь Вашими высказываниями?

Не осуждением Вашего деда и миллионов других дедов мы заняты, а осознанием тех ошибок, которые ими были допущены. И целью этого осознания является недопущение их сегодня. Все наши деды ответят за свою жизнь сами пред Богом, нам же отвечать за нашу.  (2010 г.; см. полностью на форуме здесь )

***

 

(…) Цитата форумчанина: «Однако, служение казаков в вермахте под его командованием, считаю трагической и позорной страницей нашей истории».

Я думаю, не стоит заявлять подобное столь категорично. По нескольким причинам. Во-первых, для очень многих казаков, живущих здесь, в Российской Федерации, и для большинства казаков, живущих в Зарубежье, подобное утверждение – неприемлемо. И не только потому, что некоторые краснобаи утверждают, что «лица, оправдывающие казаков, сражавшихся в частях Вермахта – есть фашисты и нацисты», либо несут еще какой бред. А потому, что казаки, испытавшие на себе, на своих семьях, звериную жестокость большевизма, видевшие, что они сделали с их Родиной и с их жизнями, принимая данный выбор, осознавали: хуже отношения сов.власти к казакам быть уже не может. Поэтому и выбрали ту власть, которая это худшее способна была уничтожить.

Это нам сегодня очень комфортно рассуждать об этом трагическом выборе. Но они жили в иной эпохе с иными ассоциациями. Вот то, что нам удалось получить в архиве на Украине по репрессиям в Крыму, когда в центральной и южной России кончилась гражданская война. Казалось бы, есть обращение Фрунзе и Брусилова к тем, кто находился в Русской Армии, о гарантии того, что, «кто не уйдет с Врангелем – будут все помилованы» и без суда отправятся домой.
Гражданская война кончена, победа за большевиками – сам Бог велел прекратить дальнейшие зверства и показать себя, хоть отчасти, «властью народной». Но что делает эта власть с абсолютно беззащитными людьми, поверившими их лживым обещаниям и оставшимися в Крыму?

Вот это – один из десятков тысяч протоколов, в которые заносились данные простого казака. Слово «казак» подчеркивалось, что означало в дальнейшем – неминуемый расстрел.

 

Далее кончились напечатанные протоколы, повторюсь, их было несколько десятков тысяч. Стали писать от руки, немного, без подробностей. Главное в этом протоколе – если стояло «казак» — так же неминуемый расстрел.
Ну а дальше уже и заморачиваться с этой писаниной не стали. Просто печатали список людей, находящихся в заключении, по 100 человек. В списке есть графа: «в чем обвиняется». Казалось бы, нужно было писать: или контрреволюционную деятельность или какое-нибудь военное преступление. Нет – причиной обвинения являлись записи : «казак», «полицейский», «статский советник» и т.п. Этого было вполне достаточно, чтобы против всех фамилий, вдоль страницы, одной строкой, написать – РАССТРЕЛ.
 

Кто были те, кто это писал, а потом приводил в исполнение написанное для казаков? И кем они были? — той самой Родиной, которую нужно было защищать?
Была ли Родина у тех, кто от имени этой «Родины» вырезал живым на ногах лампасы, выгонял целые станицы с детьми и стариками перед зимой в степь и охранял их до весны, чтобы выживших отправить уже в Сибирь? А выживало менее 10 процентов. И т.д. и т.п. Как историку, не мне Вам это рассказывать.

И то отмщение за все то унижение и зверства, что были допущены, за то, что живьем было выжжено; и то устремление установить власть, пусть , может быть, и не совсем свою, но все-таки менее звериную – называть «позорным» — , по моему разумению, недопустимо. Понятно, что мы не придем с Вами к общему в этом вопросе.
Но мы нигде не утверждаем, что позорным было сражаться в рядах Красной Армии – там сражались и большинство наших дедов. Но и Вы, будьте любезны, не называть позорным то, что выбрали казаки, имея возможность этого выбора.

Во-вторых, Вы здесь же пишете, о казаках, служивших в Вермахте под командованием Краснова П.Н. Но задолго до этого командования (Краснов П.Н. вступил в должность в 1944 г.), еще в 1942 г. С.В. Павлов с казаками, находящимися на оккупированной территории, уже создал казачьи подразделения в Новочеркасске, и к этому Краснов не имел никакого отношения. Казаки решили так сами. Как сами же решили, создавая сотни в Русском Корпусе еще в 1941 году. И т.д. и т.п.

Поэтому, давайте не будем в данной теме трогать этот вопрос, тем более, в других темах это обсуждалось и в них уже были высказаны все и «за» и «против».

Единственно о чем хочу еще написать, так это о следующем Вашем замечании: ««Чем виноваты перед казаками фон Панвица югославские и итальянские партизаны, воевавшие за свою родину».»

Ну здесь абсолютно неверная постановка вопроса:
Во-первых, в Югославии к моменту создания казачьих подразделений во всю бушевала гражданская война, сторонами которой были:

— коммунисты Тито, сражавшиеся против всех за Коммунистические идеалы в Югославии. Освобождение от оккупации — был их лозунг, прикрывающий революционные устремления коммунистов, как наших большевиков, стремящихся Первую мировую войну превратить в гражданскую.

— четники – военные отряды монархистов, сражавшиеся вначале с немцами за свободную Монархическую Югославию, а затем, объединившись с ними против партизанских отрядов Тито.

— сербский военный добровольческий корпус, который сразу вошел в состав Вермахта и был в состоянии войны с партизанами Тито.

И четники, и сербские добровольцы Вермахта тоже сражались за свою Родину без коммунистов с сербскими коммунистами.

Так что казаки, поддерживающие сербский добровольцев Вермахта и отчасти четников, не были их врагами, наоборот, они были их союзниками, боровшимися за их Родину, а врагами они были для коммунистов Тито, которые первыми своими действиями, между прочим, предприняли уничтожение русской эмиграции, находящейся в Сербии. Русский Корпус, почему вначале именовался Охранным Корпусом – потому что, в первую очередь, русские эмигранты в Сербии столкнулись с тем, что титовские партизаны их стали просто отлавливать и убивать ни за что. Вернее, за то, что они были непримиримыми антикоммунистами.

Та же картина и в Италии, где вообще-то была власть, избранная народом Италии, а партизаны боролись с этой властью.

Та же картина в Испании – но там Франко остался живым и его коммунисты не повесили. Может поэтому, о тех русских и казаках, кто сражался на его стороне, до сих пор как о «предателях» не говорят и не обвиняют их в том, что они сражались с «партизанами», а наоборот, всячески почитают. (…) (2012 г.; см. полностью на форуме здесь )

***

(…) , к вопросу об исчислении жертв расказачивания мы подходили несколько раз, решая при этом найти те практические шаги, с помощью которых мы могли бы реально посчитать жертвы. Определить методологию данного расчета. И каждый раз упирались в довольно непреодолимые препятствия.

Такой подсчет не может использовать методологию, по которой действовали евреи или армяне. Им проще: во-первых, для них это довольно короткий отрезок времени; во-вторых – они, особо не заморачиваясь, брали официальные документы по статистике количественного проживания до начала преследования и далее брали ту же статистику после окончания. Разница – это и были потери. Ну а то, что в этой разнице были и выжившие и перемещенные – вопрос второй.

Для казаков этот подход невозможен : статистика численности казаков до революции известна, т.к. во всех статистических сборниках указывалось это количество. Но вот после революции – ни в одном (!) статистическом сборнике, документе или записке, казаки уже не упоминались.

Поэтому мы решили пойти по другому пути, где эти жертвы посчитать можно, причем, очень точно.

За отправную точку начала исчисления мы взяли 11 мая 1918 г. Почему?
На наш взгляд, потери среди казаков до этого момента считать геноцидом нельзя, т.к. еще в январе 1918 года, не кем-то, а казаками, был проведен съезд фронтового казачества в ст. Каменской, на котором был создан донской казачий ВРК, а уже в апреле провозглашена Донская советская Республика, председателем СНК которой был избран Подтелков.

11 мая, день в день: с одной стороны Подтелков, ранее схваченный вместе со своим отрядом казаками атамана Спиридонова, был повешен; а с другой стороны – в Новочеркасске начал работу Круг Спасения Дона, где казаки избрали Атаманом П.Н. Краснова. И, утвердив Основные законы, в первом его пункте узаконили независимость Донской республики – Всевеликого Войска Донского.

Таким образом, с марта по май 1918 г. на Дону фактически шла гражданская война меж казаками, закончившаяся победой тех, кто, уничтожив Донскую Советскую Республику и ее руководство, провозгласил независимое Всевеликое Войско Донское и принял Основные законы, по которым эта республика должна была жить.

С этого момента началась освободительная Отечественная война казаков ВВД против агрессии со стороны Российской Советской Республики, учрежденной в 1917 г. (РСФСР она стала называться с 19 июля 1918 г.) и примкнувших к ее красной гвардии немногочисленной части казаков, предавших свое Отечество.

Так, начало вооруженной борьбы казаков, как граждан образованного ими государства, и последующий этнический геноцид после победы над ними, мы поделили на несколько этапов:

I. Май 1918 – декабрь 1920 гг.

1. Потери в ходе боевых действий.
2. Потери казачьего населения на захваченных большевиками территориях за этот период.
3. Осужденные.

II. Январь 1921 – июнь 1941 гг.

1. Выселение.
2. Зимние лагеря.
3. Осужденные.

III. Май 1945 – 1953 гг.

1. Безсудные расстрелы.
2. Погибшие во время выдачи.
3. Осужденные.

Это – укрупненная схема, с разделами, которые имеют и еще свои подразделы.

По каждому разделу (и подразделам) имеется своя методика подсчета, которая подтверждается документами, находящимися, как в архивах, так и в исследованиях историков и архивистов.
Но с чем мы столкнулись? — с тем, что, например, по так называемым зимним, фильтрационным лагерям, на наши запросы ответили, что данные еще засекречены, а когда кончится срок — неизвестно. Это – те лагеря, в которых находились семьи казаков, предназначенные для переселения, но на зиму оставлявшиеся на «фильтрацию» в степи, в землянках, изолированных от близлежащих хуторов, в зонах под охраной. О них были публикации в нашем Альманахе, можете посмотреть здесь: Альманах «Донские казаки в борьбе с большевиками» № 4 (вторая страница файла) . Там погибало от холода и голода до 80 % состава, есть отчеты, документы. Но для исследователей они пока недоступны.

По осужденным казакам – та же проблема: дают документы только родственникам, исследователям – не дают.

Вот здесь бы и нужна помощь реестра, как официально-зарегистрированного государством общества. Но на наше обращение по этому поводу никто не откликнулся.

Но зато в Украине нам повезло больше.
Там были представлены списки расстрелянных, где четко видны признаки этнического геноцида. Вот посмотрите, вначале составлялись протоколы, затем – кончались бланки (или рука писать уставала), стали просто писать короткие записки. Ну а потом и это стало утомительным, готовили списки по 100-150 человек и против всех ставилось одной строкой «расстрелять».
Что примечательно: обратите внимание на графу, в чем обвиняется человек. В графе написано: «казак» — это уже являлось основанием для расстрела.


Сейчас мы стараемся собрать все эти документы, разбросанные по всем разделам в Архиве Украины. Труд долгий.

Подводя итог написанному, могу сказать: инициативой отдельных лиц эту задачу не решить. Что-то можно сделать в одиночку по одному из подразделов, затратив довольно немалые средства (оплата работников, командировки и т.п.). Но выполнить всё в полном объеме – нужна мощная организация. И как я уже упомянул , этим мог бы заняться реестр, организовав эту группу, определив работу совместных действий с ростовскими институтами, архивами и музеями и получив от государства право на изучение всех документов, хранящихся в Архиве ФСБ и иных архивах РФ. А также, отменил бы положение по ознакомлению с делами осужденных только родственниками.

Такое действие было осуществлено РПЦ МП еще в прошлом году в Ростовской области, когда из архивов были выданы все дела по репрессиям священников и церковных общин на Дону.
То же нужно бы сделать и по репрессиям в отношении казаков. Тогда и можно будет с довольно большой точностью определить все жертвы.

А в кадетских казачьих корпусах каждый день на построении зачитывать по сто фамилий уничтоженных казаков. И так – в течение всего учебного года. Тогда у ребятишек и начнет пробуждаться и патриотизм , и честь, и достоинство.

Дело сложно, но необходимое. У нас уже существует с десяток разных институтов, университетов и академий, где обязательно присутствуют факультеты по казачеству, как например, этот http://mgutm.ru/kazachestvo/kazachii_facultet.php , на который указал «Николай Н». Но они, своими «научными» действиями, тщательно уничтожают прошлое казаков, подменяя его новым, ими создаваемым, казачеством.
Поэтому, надеяться на государство – не приходится, нужно будет делать все самим.

И начали мы с более «грубого» подсчета выдавленных казачьих семей со своих хуторов и станиц. Это сделать можно уже сейчас, даже в тех обстоятельствах, что мы находимся. Итак:
В 1918 году в каждом хуторе или станице проходили сходы по выборам делегатов на Большой Войсковой круг, согласно которым составлялся алфавитный список жителей мужского и женского пола с 18-летнего возраста. Были указаны все. Вот это, к примеру, мой хутор, где в указанный момент жил мой дед и все наши родственники Мелиховы. Привожу в пример только три листа из 12-ти.

Далее мы берем первую учетную запись по хутору (выборы советов и т.п.) уже в советское время. Отсутствие в них тех, кто был в списках на 1918 г. сразу же покажет «убыль». Правда, без тех, кому на 1918 годы было меньше 18 лет. Но по фамилиям и именам-отчествам можно провести уточнения.
Потом берем учетную запись на 1940 г. или ближайших лет и определяем снова.
Опять-таки, даже по такому, первоначальному, исследованию, можно определить масштабы «выдавливания» казаков со своих мест.
Например, по нашему роду Мелиховых в х. Варварин: из около 100 чел. на 1918 год – к 1929 году в хуторе оставалось 17 человек, а к 1956 — никого.
То же самое и по другой моей родословной линии – Домановых в х. Красноярский: на 1918 год было более 110 человек. К 1956 году – никого.
Понятно, что не все погибли, часть — убежала от расказачивания, часть — находилась в ссылках и т.п. Но с этого первого шага можно и начать составлять « Черную книгу» геноцида на Дону. (2012 г.; см. полностью на форуме здесь

 

***

Разбросанные по всем темам, как  форума, так и самого сайта, свидетельства о геноциде, проведенном советской властью над казаками, мы решили постепенно начать собирать в данной теме [форума].

Поводом послужила моя последняя встреча с А. Данцевым – директором Чертковского историко-краеведческого музя в п. Чертково.

При встрече он рассказал о тех трудностях, с которыми он сталкивается при осуществлении деятельности этого музея и крайне пассивном отношении казаков к своей истории, приведя пример по тому, как он, желая установить памятную плиту на месте захоронения безвинно убитых казаков хутора (средь которых было 20 младенцев), встретил полное отчуждение как администрации, так и самих проживающих.

Но пока нет этой памятной плиты на месте уничтожения казаков-сетраковцев, будем помнить о них (как и о тысячах других , замученных и уничтоженных) , здесь – на страницах этого форума.

Ниже я привожу текст А. Данцева о той трагедии, разыгравшейся в хуторе в далеком 1919 году.

 
СЕТРАКОВСКАЯ ТРАГЕДИЯ.

И нет теперь таких степей
Чтоб приютили казаков
И нет теперь таких людей
Похожих на степных орлов!

93 года минуло со времени драматических событий, произошедших в хуторе Сетраков Мигулинской станицы Верхне-Донского округа весной 1919 года. Из рассказов сетраковцев давно было известно, что один из красноармейских отрядов, направленный на подавление Вешенского восстания, совершил чудовищное преступление, расстреляв сотни человек мирного населения. До революции это был богатый и многолюдный хутор.

Верхнедонская земля, в том числе и Чертковский район, в годы Гражданской войны стала ареной кровопролитной борьбы между красными и белыми.

Старожилы х. Сетраков вспоминают, как в 20-е годы прошлого века из станицы Вешенской, верхом на лошади, приезжал известный донской писатель М.А.Шолохов для сбора материалов, подолгу беседовал с местными казаками о летних казачьих лагерях, о Тираспольском отряде, проходившем через хутор в апреле 1918 года. Эти события нашли свое отражение в романе «Тихий Дон». А вот о последовавшей через год трагедии, постигшей хутор, М.А.Шолохов, по понятным причинам, не упомянул.

На запросы в Госархив Ростовской области данных об этих событиях не поступило. Центральные и областные исторические архивы по-прежнему не выдают информацию в полном объеме.
За все эти годы удалось собрать лишь отрывочные данные. Не была установлена точная дата трагедии и фамилия командира войсковой части, отдавшего приказ об уничтожении ни в чем неповинных людей. И только лишь в конце апреля 2011 года к нам в музей попали мемуары офицера-артиллериста Донской белой армии Максима Константиновича Бугураева, командира 7-й батареи 8-й казачьей дивизии сводного отряда генерала А.С.Секретёва.

Шел третий месяц Вешенского восстания. Верхнедонские казаки, находясь в плотном кольце окружения, ожесточенно сражались с превосходящими силами Красной Армии. Все хутора Мигулинского юрта Верхне-Донского округа, куда территориально входил х.Сетраков, были частично или полностью сожжены, казачье население безжалостно уничтожалось. Осознавая, что пощады не будет никому, за оружие взялись все: подростки, старики, молодые женщины. Это было, поистине, всенародное восстание.

На помощь восставшим из Новочеркасска был направлен сводный казачий отряд генерала А.С.Секретёва, численностью 2 тысячи сабель.
С боем форсировав р. Северский Донец в районе Репной, конная группа в составе 8-й и 9-й казачьих дивизий с непрерывными боями двигалась по маршруту: станица Каменская-Глубокая-Миллерово-Казанская.

Из воспоминаний М.К.Бугураева:

— В Каменской мы пробыли три дня. Генерал Секретёв решил продолжить наше движение. У Глубокой был большой бой, красные оказали сильное сопротивление, но обходным движением бригады генерала Постовского и одновременным ударом всей нашей конницы (четыре полка)-сдались. В плен к нам попало около двух с половиной тысяч, две батареи с большим запасом снарядов. Но и у казаков были большие потери, особенно в конском составе.

Хотя Миллерово и оказалось в стороне от нас, но генерал Кучеров послал полк с артиллерией. Тогда красных там не оказалось. Но после нашего прохода подошли эшелоны красных, и нам пришлось возвращаться обратно в Миллерово, чтобы их ликвидировать. Здесь мы увидели, что все железнодорожные пути были забиты награбленным красными имуществом и пшеницей в мешках. Все это генерал Секретёв приказал отправить в Новочеркасск, а мы продолжили выполнять свою задачу.

Недалеко от Миллерова наш конный разъезд захватил еще обоз из 40 подвод на быках, груженных мешками пшеницы, которую везли на станцию Миллерово. Сопровождал обоз с подводчицами-казачками только один матрос, который, по жалобам казачек, «измывался над всеми». Был созван здесь же военно-полевой суд и его приговорили к расстрелу.

В дальнейшем красные пытались задержать движение нашего отряда, но не смогли. Против нас была брошена бригада курсантов. Их было много, тысячи три. После упорного боя курсанты отступили.
На следующий день мы выступили очень рано и догнали курсантов. Они построили «каре», чтобы отбить наши атаки, но были уничтожены. В дальнейшем мы двигались более свободно.
На рассвете 21 мая красные, 15-я Инзенская пехотная дивизия, 3-й Московский латышский, 103-й Богучарский пехотные полки, сводная бригада московских и ленинградских курсантов, два батальона матросов, несколько карательных отрядов и крестьянских дружин повели наступление на фронте в 60 верст. Шли очень ожесточенные, упорные бои, горели хутора, переходившие не раз из рук в руки. До 23 мая бои шли с переменным успехом.

24 мая при подходе к хутору Сетракову, в руки 8-й дивизии, да и всего отряда, попали громадные обозы «товарищей», удиравших от генерала Мамонтова, наступавшего в районе станицы Усть- Медведицкой. Хутор Сетраков был занят нами без боя. При занятии хутора нас сильно удивило полное отсутствие жителей, даже детей. Но вскоре причина этого явления стала понятна. Наш левый боковой дозор, пройдя версты полторы от хутора, обнаружил недалеко от «шляха» крутую, глубокую и широкую балку. Вся она была заполнена расстрелянными стариками, женщинами и детьми, не исключая и грудных младенцев. Все это сильно ожесточило наших казаков…

При приближении к Дону нашей 8-й дивизии большое сопротивление оказал пехотный полк, которым командовал гвардейский капитан царской службы Козлов. Он был взят в плен со своим полком — около 2000 человек. Сражался полк очень упорно. Его поддерживала тяжелая батарея с другой стороны реки. Позиция полка была в густых камышах. Он успешно отбил три конные атаки 78-го полка. 7-я и 8-я батареи, развернувшись под ружейным огнем красных, открыла по ним в упор убийственный огонь. И когда наша конница вновь атаковала их, они, подняв руки, вышли из камышей и сдались. Многие из них были ранены.

Я присутствовал при допросе капитана Козлова. Он держал себя очень свободно и независимо. Во время допроса генерал Кучеров спросил:

— Кстати, а где ночевал ваш полк?
-В хуторе Сетракове,- совершенно спокойно ответил капитан Козлов.

Тогда генерал Кучеров так же спокойно задал ему вопрос:
— Кто же расстрелял там стариков, женщин и детей и всех сбросил в глубокую балку?
Красный командир на этот вопрос ничего не ответил, понурил голову и тяжело вздохнул…

При опросе пленных солдат полка ими были выданы все, кто участвовал в этом преступлении. Таких извергов было немало, все они понесли заслуженное наказание, так же, как и их командир».
На примере казачьего хутора Сетраков убеждаемся, что любое вооруженное выступление против советской власти жестоко каралось.

За год до этих событий, в апреле 1918 года сетраковцы, в составе объединенных казачьих сил станицы Мигулинской, участвовали в разгроме Тираспольского отряда 2-й Социалистической армии Украины, численностью более 2000 человек. Этот отряд высадился в Чертково и походным порядком двигался через донскую землю в Воронежскую губернию по пути грабя и бесчинствуя. Казаками Мигулинского юрта этот отряд был разгромлен, почти все пленные, в том числе и весь китайский батальон в 300 штыков, были убиты. Удалось уйти только Заамурскому конному полку в количестве 300 сабель.
Через год красноармейцы решили отомстить непокорным сетраковцам, уничтожив почти весь хутор.

Вот что рассказал мне в мае 2011 года 82- летний житель хутора Сетраки Тихон Александрович Сетраков об этой трагедии:

— Моей маме, Дарье Михайловне, было 14 лет, когда майской ночью 1919 года со стороны соседних хуторов Ольховчик и Куцаевка, вошли красноармейские отряды. Еще за несколько дней до этого, и сетраковцы, и жители близлежащих хуторов стали замечать, что здесь началась концентрация частей Красной Армии. Поползли слухи, что против сетраковцев затевается что-то плохое. И вскоре эти слухи подтвердились.

Красноармейцы дождались темноты и стремительно ворвались в хутор. Убивали всех подряд: женщин, стариков, детей. Многих постреляли-покололи в своих постелях. Некоторым хуторянам удалось спрятаться или убежать в степь. Спаслась и моя мама. Рано утром над хутором стоял страшный крик и плач. Но расстрелы продолжались и утром. После того, как красные части ушли в сторону Дона, оставшиеся в живых начали хоронить убитых. За всю свою историю хутор не переживал большего горя, чем злодеяние 1919 года».

Свои воспоминания оставил и бывший председатель сетраковского колхоза «Октябрь», родовой казак Брёхов Леонид Стефанович. Ценные факты из истории хутора и описываемой трагедии записала внучка председателя, библиотекарь Осьминкина Марина Николаевна:

— В мае 1919 года в хутор ворвался Ставропольский полк 1-й Конной Армии С.М.Буденного. За сутки было убито 380 человек, из них 20 детей. Эти головорезы казнили мою бабушку и двухлетнего брата Андрея. Женщина с ребенком на руках вышла встречать красноармейцев. Её муж, словно предчувствуя беду, просил её спрятаться. На что она ответила:

— Это же наши, родимые!
И эти «родимые» отрубили головы ей и внуку и насадили их на колья плетневой ограды. Соседской девочке отрубили голову вместе с платком и в таком виде насадили на кол».

В дом Мушихина Тимофея красноармейцы ворвались, когда он, по ранению, лежал в кровати. Произвели обыск. В клуне нашли винтовку и наградные Георгиевские кресты. Убили прямо в постели.
Об этом нам поведала внучка Мушихина Тимофея, уроженка хутора Сетраки Харламова (Сетракова) Татьяна Тимофеевна, предоставившая нашему музею фотографию своего деда и его сослуживцев.
Узнав о фактах массовых расстрелов казаков на Верхнем Дону, находившийся в Саранске Пензенской губернии красный казачий командир Филипп Кузьмич Миронов 22 августа 1919 года выступил с приказом –воззванием против массового геноцида донских казаков. Приводим цитату из этого документа:

«В хуторе Сетраковском Мигулинской станицы в силу приказа по экспедиционному корпусу об истреблении казачества убито безоружных 400 человек».

Никто из руководителей советской республики не отреагировал на данное воззвание. Наоборот, массовые репрессии против казаков приобрели еще большие масштабы. А сам Миронов в апреле 1921 года был застрелен в Бутырской тюрьме.

Долгие годы эта трагедия находилась под грифом «секретно». Сетраковцы вынуждены были хранить молчание и жить под тягостным грузом воспоминаний тех трагических событий.
Беды и несчастья еще долго преследовали жителей хутора Сетраки. После Гражданской войны последовал запрет на ношение казачьей формы, на службу в элитных родах войск, учебу в высших учебных заведениях. Было запрещено даже само слово «казак». В 30-е годы была уничтожена местная Благовещенская церковь, построенная в 1870 году на средства прихожан. От церкви не осталось даже фундамента.

За 1929 год было репрессировано около 100 сетраковцев. В 1931-1932 годах началось раскулачивание. 180 семей вместе с детьми были высланы в Сибирь. Домой вернулись немногие. Дома раскулаченных разбирали и перевозили в соседнее село Алексеево- Лозовку. Из них были построены административные здания и жилье для партийных работников.
Голод 1932-1933 годов унес жизни свыше 200 хуторян. Разорение хутора продолжалось до 1935 года. Многие из сетраковцев, около 500 человек, продали на снос свои дома и уехали в поисках лучшей жизни. Некоторые казаки, опасаясь преследований, изменяли свои фамилии.

В 1937 году на х. Сетраков обрушилась очередная беда. 82 казака были арестованы. Из мест заключения вернулось 4 человека. В первые годы Великой Отечественной войны многих сетраковцев, обвиненных к причастности к белому движению, не призывали на фронт.

В годы советской власти было изменено название хутора Сетраков на Сетраки, да и сам хутор, чаще других населенных пунктов Чертковского района, подвергался территориально-административному переподчинению из одного района в другой. Долго и изощренно советская власть глумилась над свободолюбивым и воинственным хутором и его жителями.

Но хутор выжил, выстоял и сохранил свой казачий колорит и несгибаемый характер. Любовь к своей земле, к воинской службе, почитание стариков, соблюдение обычаев и традиций у сетраковцев в крови.
Искажение истории, замалчивание подобного рода преступлений, негласное деление граждан на своих и чужих не может благоприятно сказываться на морально-нравственном климате российского общества. История Гражданской войны учит нас тому, что государство уничтожающее своих граждан, хорошего будущего не имеет.

Казаки заслуживают лучшей доли и лучшего отношения со стороны нынешней государственной власти.

Последняя точка в изучении истории хутора Сетраки еще не поставлена. Наша совместная исследовательская работа будет продолжена.
Работники музея благодарят бывшего атамана Верхне-Донского округа Карташова Юрия Ильича (ст. Вешенская), атамана х. Павловка Чертковского района Дегтярева Сергея Васильевича, жителя х. Сетраки Сетракова Александра Васильевича, жительницу п. Чертково Харламову Татьяну Тимофеевну за предоставленную помощь в подготовке данной публикации.

А. Данцев, директор Чертковского историко- краеведческого музея.
п.Чертково, Ростовская область.  (2013 г.; см. полностью на форуме здесь )

 

СМ. ТАКЖЕ:

 

P.s. страницы Энциклопедии находятся в постоянном пополнении и обновлении по мере размещения новых сообщения В.П. Мелихова на форуме.