— хутора и станицы: люди; состояние населенных пунктов

Данная тема перекликается со множеством других тем Энциклопедии, касаясь, так или иначе,  состояния общества в целом, что является основным в позиции В.П. Мелихова

КАЗАЧЕСТВО:  ХУТОРА И СТАНИЦЫ:  ЛЮДИ;  СЕГОДНЯШНЕЕ СОСТОЯНИЕ НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ

(выдержки из высказываний В.П. Мелихова с форума  http://elan-kazak.ru/forum/index.php ),

СМ. ТАКЖЕ:

 

В данный приезд в ст. Еланскую [лето 2011 г.], я решил съездить на х. Каледин, который сегодня переименован в х. Блинов, в «честь» перешедшего на сторону красной армии предателя казачества – Блинова. 
Я надеялся повстречаться с местными казаками и оговорить вопрос возможного совместного мероприятия по поводу 150-летнего юбилея со дня рождения Алексея Максимовича Каледина.
То, что я увидел на хуторе, превзошло даже мои скептические надежды. Во-первых, довольно протяженный хутор вдоль р. Цуцкан (около 3,5 км) – сегодня представлен только одной улицей в начале хутора с 10-12 домами постройки 70-х годов и отдельно стоящими домами и развалинами на всем протяжении, где ранее хутор размещался, насчитывая в общей сложности около 20 домов. Хуторское кладбище полностью заросло травой и среди неё, поднявшейся по пояс после дождей, нам удалось найти вот эту могильную плиту с удивительной надписью:

 

Мы пошли, (а где – и поехали) по дворам, чтобы узнать, кому принадлежит эта плита и как она сохранилась. Обойдя около десятка домов, стало очевидно то, что в хуторе живут одни переселенцы, кто-то приехал в конце 30-х (в основном с Тамбовской и Саратовской губернии), кто-то в конце 40-х-начале 50-х (эти — с Мордвы) и никто из них не знал о принадлежности этой плиты. Все говорили о том, что когда они приехали, эта плита уже была, а некоторые так и вообще заявили, что они ее на кладбище никогда и не видели.
К сожалению, мы не смогли найти сторожил хутора, но одна местная женщина показала нам статью из местной газеты, где писалось об усадьбе Калединых , находящейся в конце хутора на той стороне речки Цуцкан.
Мы проехали туда, конечно, дом там был уже другой, скорее всего постройки 50-х годов, но сохранился от усадьбы колодец Калединых , из которого мы и испили воды.
Близлежащая территория имеет вид довольно удручающий. Разбитые фермы, разрушенные дома и неухоженные левады. Несколько фотографий я размещу здесь. Полный же отчет по х. Каледин и его судьбе, как и судьбе сотен казаков, ранее проживавших в нем, мы подготовим позже.

 

Указатель на хутор; первая и единственная улица в сегодняшнем хуторе

 

Колодец, из которого уже никто не черпает воду; столбы вдоль прежней улицы, которой уже нет

 

Середина улицы; хутор Каледин сегодня

 

 

 

 

Место усадьбы Калединых; колодец усадьбы Калединых

 

то, что осталось…

На обратной дороге мы решили заехать в х. Нижний Калмыков (Усть-Хоперская станица), где проживал 1-й Георгиевский кавалер Первой мировой войны казак Козьма Фирсович Крючков, который погиб 18 августа 1919 года и был погребен на кладбище родного хутора. Мне еще года три назад казаки говорили о том, что на могиле у него будет поставлен большой дубовый крест в его память и в память всех казаков, погибших в гражданскую, сражаясь за свою землю с большевиками.
На въезде в хутор мы увидели крест, правда, покосившийся, но еще стоящий. 

Хутор раньше был такой же, как и х.Каледин, протяженный километра на 3-4. Однако, сегодня на хуторе не сохранился ни один дом.

 

Заброшено и кладбище , на котором нет ни памятного креста на могиле легендарного казака и где также все заросло травой. Вот это кладбище – оно довольно большое — со сгнившими крестами и заросшее травой – где-то здесь и похоронен казак, герой 1-й Мировой войны Кузьма Фирсович Крючков, награжденный Георгиевскими крестами 4 и 3-й степени, Георгиевскими медалями «За Храбрость» 4 и 3 степени и Золотым Георгиевским оружием, и чья могила сегодня затерялась среди бурьяна. И сюда не приезжает Дон ТР, сюда уже и не приходят наследники тех, кто нашел упокоение на данном кладбище, а могилок тут тысячи – тысячи прерванных нитей памяти и переход в беспамятство.

 

 

 

Наберите в поисковике слова «казак Крючков Козьма Фирсович» и Вы увидите огромное количество статей, ссылок на его подвиг, восторженных возгласов казаков о том, что это – образец нашего народа. А потом посмотрите вновь на выше размещенные фотографии – кто мы после этого?

(…)

(…) проезжали один из хуторов и увидели вот это:

Что примечательно, венки продолжают возлагать всем хутором, а сзади «памятника» облик того, до чего «этот герой» довел донскую землю — разваливающиеся контора и школа.

 

(2011 г.; см. полностью на форуме здесь )

***

На предоставленную на форуме статью «Помещики верхнего Дона»:  Находясь в текущем месяце на Дону и Кубани, я не смог сам проехать в Шумилинский, чтобы поговорить с главой Шумилинского поселения Исаковым Иваном Герасимовичем и местными жителями по поводу тех фактов, которые описаны в статье, ссылку на которую Вы предоставили. 
Но я попросил казаков съездить в Шумилинскую и все прояснить, т.к., кроме того, Иван Герасимович Исаков еще является и станичным атаманом.

С их слов могу сказать следующее, что все те, с кем они встречались, подтвердили то, что написано в статье, кроме того, сам Исаков пояснял, что на него сейчас оказывается сильное давление и не только через возбуждение абсурдных уголовных дел, но и путем морального и психологического давления.

Сам Каширин, будучи директором колхоза Шумилинский при распределении земельных паев, прекрасно знает (т.к. сам в этом участвовал), что колхозная земля была распределена среди всех жителей станицы — и среди учителей, врачей и т.д. Однако, впоследствии, как это довольно часто бывает, жадность застила глаза и совесть.

И то, что ранее было справедливо распределено между всеми проживающими и участвующими в жизни станицы людьми, для него показалось несправедливым. И свою «справедливость» стал творить сам по собственному разумению.

Ну а прокуратура, власть – ее позицию мы прекрасно знаем. Она давит только тех, кто ей лично не угоден, а не тех, кто нарушает закон. И примером тому служит другой случай, который произошел с казаком с х. Кобызевского ст. Вешенской – Землянухиным Геннадием Ивановичем. Вот по его случаю я могу рассказать более объективно, т.к. сам смотрел и все документы и сам лично с ним встречался, разбираясь с той ситуацией, в которую его затянули жернова системы.

Итак – Землянухин Геннадий Иванович – атаман х. Кобызевского ст. Вешенской (реестр). Сам — родовой казак, которого казаки и выбрали своим атаманом. В 2007 году Казачьим обществам выделялись определенные суммы для их деятельности с областного бюджета – кому-то для охраны лесов, кому-то для охраны рыбных промыслов и т.д. и т.п.
Казачьему обществу, атаманом которого был Землянухин Г.И. выделили 79 998,12 руб. на природоохранные мероприятия, связанные с охраной леса от пожаров и самовольных вырубок на и расчистку горельника на территории 120 га леса.

Заключив контракт с ГУРО «Вешенский лесхоз», казачье общество приступило к его исполнению. В лес вышли дежурные по графику дежурств, горельник расчистили и на освободившейся территории «Вешенский лесхоз» высадил саженцы сосны.

В ноябре 2007 года договор был окончен и составлен акт о выполненных работах, подписанный заказчиком «Вешенский лесхоз» и исполнителем — казачьим обществом.
В марте 2008 года Счетной палатой была проведена проверка по использованию бюджетных средств как «Вешенского лесхоза», так и казачьего общества х. Кобызевского – нарушений не обнаружено.

И вот через три года (!) — в апреле 2011 года казачье общество по данному договору вновь проверяется. Проверку инициировало не налоговая инспекция, не милиция, а — УФСБ России по Ростовской области. Естественно, под таким «колпаком» ОБЭП по Шолоховскому району рьяно взялась за «проверку». 

В результате: 
после проверки было принято постановление о возбуждении уголовного дела, где Землянухин Г.И., являясь атаманом КО х. Кобызевского имел умысел на хищение денежных средств из областного бюджета ГУРО «Вешенский лесхоз», путем обмана….достоверно зная, что Казачье общество х. Кобызевского не исполнило обязательств по осуществлению охраны леса от пожаров и самовольных рубок по гос. Контракту №33 от 04.07.2007г. заключенного с ГУРО «Вешенский лесхоз» 25.09.2007г. и 29.10.207г. изготовил акты на выполнение работ. Услуг № 11, 16, согласно которых, представитель заказчика – ГУРО «Вешенский лесхоз» принял от исполнителя каз. общ. Х. Коб. Работы в виде охраны от пожаров и самовольных рубок, что не соответствовало действительности, указав стоимость работ в размере 79999,12 рублей, подписал данные акты со стороны исполнителя и передал для подписания директору ГУРО «Вешенский лесхоз» Солдатову П.А.

Продолжая реализовывать свой преступный умысел на хищении областных бюджетных денежных средств, Землянухин Г.И. ввел Солдатова П.А., осведомленного о его служебном положении, в заблуждение об истинных мотивах совершенных действий, убедив его в необходимости подписи актов на выполнение работ – услуг №11 от 25.09.2007г. и № 16 от 29.10.2007г., получения денежных средств и последующей передаче их, через него, лицам, фактически исполнившим работы по охране леса от пожаров и самовольных рубок, в качестве заработной платы. 

Выходит, что Землянухин Г.И. обманул директора ГУРО «Вешенский лесхоз» Солдатова П.А., но и счетную палату Ростовской области, которая в марте – апреле 2008 года проверяла исполнение обязательств казачьим обществом х. Кобызевского по охране леса от пожаров и самовольных рубок в сентябре, октябре 2007 года и не нашла нарушений и хищений денежных средств.

Второе – как мог атаман КО х. Кобызевского Землянухин Г.И. ввести в заблуждение директора ГУРО «Вешенский лесхоз» Солдатова П.А., если согласно контракта №3 от 11.07.207г., подписанного с одной стороны КО, с другой ГУРО «Вешенский лесхоз» в лице Землянухина Г.И. и Солдатова П.А., где черным по белому написано, что:
Ч.Г. Заказчик вправе отказаться от некачественного выполнения охранных функций.
Ч.З. В случае несоответствия патрулирования лесов согласно маршрутных листов, сторонами составляется двухсторонний акт с указанием недостатков. Претензии должны быть предъявлены Заказчиком в течении 7 дней после получения акта выполненных работ. (Претензий со стороны ГУРО «Вешенский лесхоз» к КО х. Кобызевского не поступало по факту охраны леса от пожаров и самовольных рубок).
6.2. 
д) без ущерба в отношении каких – либо других санкций, применяемых при нарушении условий контракта, Заказчик вправе расторгнуть контракт, направив Поставщику письменное уведомление о невыполнении обязательств, в следующих случаях:
— при невыполнении части услуг по охране лесов в сроки, предусмотренные контрактом, или в течении продолжительного периода, предоставляемого Заказчиком по согласованию сторон;
— если Поставщик осуществляет услуги по охране лесов, не соответствующих требованиям по качеству, количеству;
— если Поставщик не выполнит любые другие обязательства по контракту.
Письменных уведомлений о невыполнении обязательств по охране леса КО х. Кобызевский со стороны ГУРО «Вешенский лесхоз» не получало.

9.2. Заказчик оставляет за собой право отказаться от услуг Поставщика:
— не обеспечивающего надлежащую охрану лесов;
— услуги по охране лесов не соответствующие маршрутным листам;
— не выполняющего другие условия данного контракта.

9.3. Заказчик может в любое время полностью или частично расторгнуть контракт в силу невыполнения его условий, направив поставщику соответствующее письменное уведомление.
В уведомлении должно быть отмечено то, что такое расторжение целесообразно для заказчика, указан отчет аннулированных контрактных обязательств поставщика и дата вступления в силу такого расторжения.
(Письменных уведомлений со стороны ГУРО «Вешенский лесхоз» в отношении КО х. Кобызевский не поступало по фактам невыполнения КО условий контракта).

Теперь о самой сумме, якобы обналиченной Землянухиным Г.И., в 79 998,12 руб.

Посмотрим, как они тратились:
9 921,61 р. – перечислено в небюджетные фонды (налоги)
5 306 – перечислено в федеральный бюджет (подоходный налог на з/п)
29 290,29 – оплата ГСМ для осуществления работ по договору.
Итого: 44 517,9 руб.

Осталось на зарплату 35 481 руб., которые он, по версии следователя, передал не членам казачьего общества, а лицам, фактически исполнившим работу.

В этом вопросе три аспекта:

1. То, что работа выполнена – споров ни у кого нет. Все признают, что работа выполнена, но вот оплатили не тем, кто получал по ведомости эти 35 481 руб., а каким-то другим людям, которые якобы эту работу и выполняли. Но тогда зачем в уголовном деле писать сумму в 79 998,12 руб.?
2. УФСБ по Ростовской области, являющееся инициатором проверки, на основании которой-то и возбудили уголовное дело, – что, уже переловила всех крупных мошенников, разобралась с той же Шумилинской землей и многими другими преступными элементами в Ростовской области, что принялась проверять договора, где сумма меньше стоимости одного застолья в ресторане для среднесписочного жулика в Ростове?
3. Почему вдруг после трехлетнего срока эта проверка была инициирована УФСБ, а не ОБЭП или налоговой инспекцией?

Ответ стал очевидным в сентябре 2011 года, когда на х. Кобызевский в дом Землянухина Г.И. нагрянули оперуполномоченные и УФСБ с обыском.
А теперь задайтесь вопросом – уголовное дело завели в апреле – все документы для следствия Землянухин по требованию передал, ничего не утаивая. Нареканий со стороны следователя — что не хватает тех или иных документов — не было. Прошло 5 месяцев! Даже если бы и что было, то все можно было бы за этот срок уничтожить! Каков смысл обыска через 5 месяцев?!
Но обыск состоялся, причем, перед началом обыска Землянухина Г.И. сразу же предупредили, что искать будут не только финансовые документы, но и вахаббитскую, экстремистскую и другую запрещенную литературу, а также оружие, наркотики и т.п. и т. д…

То есть — уголовного преследования по другим статьям еще нет, но искать будем.

Так почему же все-таки так гнобят Геннадия Ивановича? Именно гнобят, потому что в личном разговоре со следователем Землянухину Г.И. недвусмысленно дали понять, что это – заказ от ФСБ, который при обыске и подтвердился вопросом от участвующего в обыске сотрудника ФСБ: «А какие у Вас взаимоотношения с Мелиховым В.П. Сотрудничали ли или работали Вы с ним?» Каким образом обыск связан с подобными вопросами??

А связан он следующим образом. Когда началась травля нашего Мемориала местной прессой и когда реестровые казаки стали принимать обращения  , немногие атаманы реестра отказались участвовать в этом постыдном деле. Не стал в этом участвовать и Землянухин.  Наоборот, он обратился в редакцию «Тихого Дона», как и другие, с письмом, опровергающим все домыслы клеветников.
Вот и решили приструнить неугодного атамана, посмевшего идти против течения. Вот на него и бросили все силы, вместо того, чтобы разбираться с теми ситуациями, которые происходят в Шумилинской и многих других станицах и хуторах Донской области.

Но главное – в другом. Общество докатилось до края произвола, который возможен только в колониально-захваченных странах или государствах с жесточайшей тиранией. Сегодня можно, используя отпущенный системой ресурс произвола и вседозволенности, влезть в любую квартиру любого гражданина, попирая права и частной собственности и свободы слова. И здесь не нужны никакие обоснования – липовое уголовное дело и решение суда на обыск. Цель – запугать, превратить в постоянно-трепещущего обывателя, который должен смириться перед системой и починиться ей, не поднимая головы и не возвышая свой голос против ее всесилия и господства. (2011 г.; см. полностью на форуме здесь )

***

Сентябрьская поездка по Дону и Кубани [2011] и встречи там с казаками ничего особо нового не выявила. Ряд вопросов стали просто более выпукло проявляться и, по части основных вопросов, уже даже не пришлось спорить – для многих они стали очевидностью.

И первая подобная очевидность, которая многими казаками уже не оспаривается, так это продажность большей части реестрового руководства казачьих обществ существующей власти. Когда казаков от произвола властей оно, руководство, уже не только не может защитить, но даже и не делает попыток сделать это. При этом, само пользуется таким же ресурсом, как и сама система в перераспределении того, что еще до конца не распределено. Разумеется, взамен на лояльность и «тихое» забвение того, что ими самими говорилось на всевозможных Кругах.

И вопиющей подобной «лояльностью» явился отказ от крупномасштабного празднования 150-летия со дня рождения Алексея Максимовича Каледина. Планируемые мероприятия по перезахоронению праха А.М. Каледина, установке бюста в Новочеркасске и проведение торжественного схода в его честь – отменены.
Правда, ряд казаков самостоятельно собираются провести мероприятия, но насколько это у них получится – сказать сложно.
Возможно, атаман Усть-Медведицкого округа и сможет провести в х.Каледин (ныне Блинов) какой-то торжественный сход казаков – ближе к 12 октября. Посмотрим. Но мы решили отметить этот день сбором всех желающих казаков, по программе, которую сообщим отдельно.

По Кубани – приятно удивило то, что практически нет ни одного заброшенного хутора или станицы. Даже там, где все хозяйство, ранее существовавшее, разрушено, казаки умудряются, за счет личного хозяйства, работы на земле, жить вполне сносно. В основном, связи меж собой поддерживают только на межличностном уровне, особо не доверяя ни атаманам, ни организациям.
Наиболее активных преследуют также, как и везде, возбуждают надуманные уголовные дела, потом отпускают, ломая человеку психику и волю, не позволяют или препятствуют ведению собственной хозяйственной деятельности. Все это подвигает казаков к пониманию, что пришла пора к соединению всех оставшихся сил и началу общих действий по установлению власти в своих регионах из людей честных и достойных. Для чего необходимо не прилепляться к существующей вертикали власти, а создавать свое политическое движение, создавать казачьи структуры, которые основной целью должны ставить управление собственной землей, а не фольклорные парады и колониальные резервации.
Конечно, все это сопряжено с огульным очернением – набор небогатый, но действенный и действующий повсеместно – «фашисты», «экстремисты» и т.д. и т.п.

На Дону, по Мемориалу – где власти, где органы, где реестр — разослали циркуляры : Мемориал не посещать, там фашисты и изгои, которым не сегодня-завтра будет конец. И чтобы Вы не пострадали, лучше не ездить. Реакция – прямо противоположная циркуляру. Но все-таки страшилки подспудно действуют. Некоторые (не все) люди зашуганы и говорят вполголоса. Но важно другое – все, с кем я встречался, думают уже так же.

Ложь набирает обороты, и мы возвращаемся к системе советской «охоты на ведьм». При этом создаваемая ранее видимость «примирения» все более трансформируется в осуждение тех, кто противостоял «народной воле» в гражданской войне. Типичный пример тому – то, что мне показали при встрече с казаками ст. Качалинской (Волгоградская обл.)

Разрушенный Храм (взорвали его в 1942 г., якобы для использования стройматериалов для укрепрайона. Естественно, никто никакие материал в виде огромных глыб и щебенки от взрыва использовать и не мог бы) и рядом – памятник борцам с белогвардейцами, к которому школьников вновь стали водить для возложения цветов.

На этом памятнике доска, посвященная комиссару Бахтурову. Есть и улица в его честь. Отличится он тем, что, войдя в станицу вместе с перешедшими на красную сторону казаками, они облили атамана керосином и подожгли живьем. Атаману, принявшему мученическую смерть, памятник не поставили, а этому извергу продолжают нести цветы. И таких случаев – пруд пруди.

Взорванный Храм;  За развалинами Храма — памятник борьбы с Донской Армией.

Сам памятник…

Мемориальная доска на памятнике

часть памятника

Улица имени комиссара Бахтурова. Табличка висит на сохранившемся здании станичного правления, где и был сожжен Атаман станицы.

Но все-таки не все так плохо, как может показаться. Было и хорошее – это подъем национального самосознания и желание многих сбросить то ярмо, которое все туже хотят затянуть на наших шеях. Если казаки еще не потеряли чувство юмора, значит, не все еще потеряно. Ниже привожу текст записочки , которую мне дал один казак после нашей с ним встречи. В свое время мы с ним встречались в Еланской, а в этот раз встретились на юге Донской области. Он приготовил для меня вот такую листовку с просьбой раздавать ее всем тем, кто к нам приезжает. Вот ее текст:

ГОСПОДА КАЗАКИ!!! С демократией и с демократами в казачестве пора кончать. Однако с демократией в казачестве казаки покончить сами не в состоянии. Они так и будут кружиться. Есть такая болезнь – вертячка… Только и остается – ждать Атамана. А придет ли? Угу. Придет. Он не может не прийти. Явится и мы поймем, что это именно Он. А он потом начнет закручивать гайки. Самое главное – вовремя Его узнать. И не гавкать на него. Потому как он церемониться не будет – сразу даст по голове. А подставлять свою единственную голову под Атаманскую десницу как бы не рекомендуется. А как Атаман будет называться – совершенно не имеет значения. Хоть Генсек, хоть Президент, хоть Фюлер…
Я сам интеллигент, но я, кажется, потихоньку начинаю ненавидеть интеллигенцию. Я этих болтунов уже в наше время столько насмотрелся!.. Они способны парализовать все. Заболтать до смерти. Ему дают три минуты, а он балабонит час! И его никто не останавливает… Ушел, потом возвращается, недобалабонил! И снова балабонит – а все слушают! Они часами готовы на полном серьезе обсуждать, как правильно забить гвоздь в доску – вместо того, чтобы взять молоток и гвоздь этот забить. Любимые их слова – ну, давайте обсудим!..
Так! Трибуна устанавливается над резервуаром с гавном и оборудуется автоматическим люком с таймером. Три минуты, это 180 секунд. На 181 секунде люк проваливается… И еще там будет предусмотрен автоматический молоток – чтобы по пальцам дать, если за трибуну цепляться станет! А как иначе? Ну не водой же его смывать…
— А-а-а-а-а-а!!!!!
Хлюп!
И тишина. Ну, булькает там потихонечку, но никому уже не мешает.
Что, некрасиво? Пжлст! Иду навстречу! Над трибуной подвешивается блок с петлей, лебедка действует автоматически и включается таймером на 181 секунде. Выступающему надевается на шею петля, выбирается слабина – и пусть выступает сколько его душе угодно. За секунду до включения лебедки дается предупредительный сигнал. Первый и последний. Кто не успел – я не виноват! Автоматического молотка не надо, лебедка и так оторвет… трибуну только прикрутить покрепче,.. потому как иначе уволокет вместе с трибуной… и микрофон противоударный, чтоб сапогом не повредил…
— А-а-а-а-а!!!! хр-р-р-р-р…
Брык! Брык! Брык!.. Исчез под куполом.
Че, опять не так? Опять недовольные… Хорошо! Снова иду навстречу казачеству – ставлю на круге сразу две трибуны! Одну над резервуаром с гавном, а другую под блоком с петлей. И предоставляю каждому, кто желает выступить, право выбора! Видите, как я к вам непомерно добр! И мудр. А сколько будет хохоту, представляете? А как быстро и весело будут идти прения!.. А главное, их будут уже побаиваться и наконец-то возьмутся за работу.  За работу, казаки!

Ну вот, коротко о поездке. Появится свободное время – напишу поподробнее.  Единственное, что еще хотел показать, так вот эти два фото. Кто пожелает – напишите, что они могут символизировать. Сделаны они в одно время в сентябре текущего года:

(…)

Совершенно верно заметил форумчанин, связав состояние наших погостов с нравственным состоянием общества.
Приведу еще один пример. Вот сколько грязи вылили на нас, что мы, якобы, возвышаем немцев и принижаем советский подвиг в войне, при этом унижая советских солдат. Хочу этим доброхотам показать фото вот этого захоронения недалеко от ст. Качалинской. Сделали его немцы за свои деньги и содержат его за свои же. (фоторяд приведен в сокращении; более полный фоторепортаж см. на форуме здесь  )

 

Вид Мемориала; Захоронение советских солдат

 

Из 400 человек — установлено только одно имя… ;  Захоронение немецких солдат.

 

установлены практически все имена погибших…

 

На этих кубах выбиты тысячи фамилий и имен немецких солдат.

А вот что сделано с главной святыней для советского солдата 2-й мировой – Мамаевом Кургане в Волгограде: На мемориальной земле в 370 га, вырезали 183 га и сдали под шашлычные, мойки, магазины, автосалоны. Зато все орут «Победу не отдадим!»

 

Разрушенный памятник советским солдатам в Химках (Московская обл.); Там же, разрушенный памятник советским воинам на городском кладбище. (фоторяд приведен в сокращении; более полный фоторепортаж см. на форуме здесь  )

Зато зажравшаяся власть и их прихлебатели ежегодно 9 мая орут о Вечной Памяти погибших, а в промежутках борются с «фашистами» и «экстремистами».
Что же касается размещенных двух фотографий чуть выше, то: Первая фотография – это сегодняшнее состояние дома одного купца-казака в ст. Качалинской, выкупленного одним из бывших руководителей и разрушенного от безалаберности и бесхозяйственности – «памятник сегодняшнему положению на Дону». Вторая фотография – это памятник обороны города от немцев — в Новороссийске, оставленный в том виде, в каком он был после освобождения.

***

В прошедшую поездку на Дон я заезжал в хутор Верхний Пиховкин в гости к нашему казаку . От того, что представлял собой хутор в прошлом, мало что осталось. Зато ярко видны «успехи» сегодняшнего дня. Газопровод проходит буквально в 10 метрах по окраине хутора далее на юг, а в хуторе не газифицирован ни один дом. Стоявший до большевиков Храм разрушен и остались только бугорки да разбросанный камень. Слава Богу, казаки на месте Храма установили Крест. А вот клуб — ничего себе — стоит и охраняется двумя идолами, олицетворяющими не только ушедшую эпоху, но и нынешнюю: гордо смотрят они на раскинувшуюся пред их взором разруху, учиненную сподвижниками их бредовых идей.

 

Место расположения Храма

Воздвигнутый Крест

Маркс на охране левого подхода к Дому Культуры; Ленин — с правого подхода
Центральный проход между двух истуканов.   
(2012 г.; см. полностью на форуме здесь )

***

Впечатление от встреч на Дону в августе текущего года (с 21 по 21.08.2012 г.) — можно сказать, хорошее.  В начале поездки мы встретились с представителями Гниловской станицы г. Ростова и руководителями и активистами ряда общественных организаций г. Ростова.  Встреча была организована по их просьбе с целью провести более обстоятельный разговор о создаваемом политическом движении. Что было положительного и отрицательного (на мой взгляд) в данной встрече:
— Положительным явилось то, что казаки, наконец-то, осознали, что без созданной ими политической силы, поставленные задачи не решить. Реестровое движение (а многие из них в нём и состоят) данные задачи не решает и ситуацию коренным образом не улучшает. Все, без исключения, также понимают и тот факт, что дальнейшее растаскивание казаков по их многочисленным организациям, никакого толка не даст, а уже сегодня дает прямо противоположный эффект, когда вновь создаваемые казачьи организации по факту не имеют уже родовых казаков вообще, кроме как упоминания слова «казак» в названии. Радует, что сознание казаков сдвинулось с мертвой точки несбыточной надежды на возрождение извне и всё более устремляется на развитие собственными силами, изыскивая в своей среде людей способных данное развитие организовать и направить. Все прибывшие представители заверяли, что вопрос вхождения в создаваемую партию они рассмотрят со своими казаками до конца августа и о принятых решениях сообщат в Оргкомитет.
— Отрицательным (опять же, на мой взгляд), пока во взглядах является ещё закостеневшая личностная неприязнь между представителями той или иной организации. Безусловно, вдалбливаемая в сознание всё предшествующее время прежними лидерами собственная исключительность и верность выбранного пути – так быстро не исчезнут, но необходимо как можно тактичней начать общение между собой. Полить нас всех грязью, напридумывать о каждом из нас лжи – того в нашей жизни хватает предостаточно и без казаков. Нам же необходимо вернуться к понятиям уважительного и достойного поведения и общения, когда даже возможные разногласия обсуждаются не холуйским визгом и холопским злословием, а по-казачьи твердо, без истерик и взаимных уколов. Я думаю, что конец встречи, даже при непримиримости некоторых присутствующих казаков меж собой, был именно таковым – говорили без хамства, по существу и уже без лишнего словоблудия.

  

Там же, в Ростове, по просьбе местных краеведов и представителей общества охраны памятников, съездили посмотреть разрушающийся дом Врангеля. Впечатление, конечно же, удручающее. В свое время, через Общество, мы предлагали его передать (или продать) нам для восстановления и устройства в нем выставки, посвященной семье Врангеля (которая в нем жила) и самому Главнокомандующему Русской Армии. Но не получили никакого ответа. Прошло 4 года. За это время он сильно обветшал и начал попросту разваливаться.  Удивляет абсолютное бездушие горожан, общественных организаций, которые, зная о том, ЧТО представляет из себя дом – и не предпринимают никаких мер. Договорились еще раз попробовать обратиться с просьбой в МП, которой администрация города и передала этот дом, рассмотреть наше письмо. Возможно, в скором времени, что-то и решится.

Последующие встречи происходили уже в Еланской. В разные дни приезжали представители двух городов Ростовской области в составе мэра, реестрового атамана и один — со священником благочиния, с казаками, являющимися авторитетными лицами в этих городах. А также казаки и глава района из Волгоградской области. Конечно же, в каждой из этих встреч были свои особенности, но общих вопросов было куда больше – на них и остановлюсь.

Во-первых, все эти главы администраций были выбраны как самовыдвиженцы, не принадлежащие ни к одной из существующих партий; и рассказывали они о тех проблемах, которые стояли перед ними до выборов, и тех, которые стоят сейчас, когда их бюджеты полностью зависят от того, как отнесется к ним областное руководство. И встает очевидный вопрос «что делать?» : пресмыкаться перед руководством либо вести независимую политику и оставаться без средств.
Конечно же, поднимался и вопрос будущего Реестра в связи с намечающимися выборами Атамана реестра и те вопросы, которые касались создаваемой партии.
Опять –таки, положительным в данных встречах явилось , во-первых, то, что я писал и ранее по встрече в Ростове : казаки выходят из спячки и уже не верят в благие уверения, что все наладится само собой без их участия. Все, ранее вбиваемые в головы стереотипы, спадают и вперед выходят не «бравые» крикуны, ратующие за предоставление мифической госслужбы, а здравомыслящие лица, осознающие главное: изменить власть к лучшему, можно только став этой властью, выдвинув в нее своих лучших представителей.

Во-вторых, оговаривая вопросы экономического развития возглавляемых регионов и создание финансовых средств для плодотворной работы, они согласились, что садиться на «иглу» областной поддержки в ущерб собственной самостоятельности – нельзя. С одной стороны должны быть разрабатываемые и эффективные программы, которые по закону должны быть поддерживаемы и федеральным и областным бюджетом – и бескомпромиссно и твердо добиваться выделения финансирования на них, используя общественную поддержку проживающего там населения. А во-вторых, необходима разработка собственных, внутренних программ, использующих ресурс того места, где они находятся, с привлечением доп. средств от тех, кто сегодня в других регионах, имея эти ресурсы, подвергается административному давлению и вынужден преодолевать препоны силовиков. Создавать привлекательные условия для бизнеса – и не просто создавать эти условия – а всячески его поддерживать и оберегать. О ряде таких проектов мы говорили более подробно.
Что из этих встреч мне представилось еще недоработанным: во-первых, отсутствие в их окружении профессионально подготовленных людей — либо замов, либо руководителей, — связанных с перспективным развитием региона в области экономического выстраивания взаимоотношений предпринимательской среды и административного кадра, когда привлекаемые специалисты отраслевых направлений разрабатывают и предлагают региональные экономические и производственные проекты с обеспечением системы реализации производимой продукции, востребованной как в регионе, так и в федерации. И когда данные проекты осваивают и реализуют совместно ряд предпринимателей своими совокупными финансовыми средствами, не разбазаривая их в мелкий и порой малоэффективный бизнес.

Конечно же, проблемным остается вопрос взаимоотношений администраций, состоящих из людей, не входящих в «Единую Россию» и силовыми ведомствами, находящимися на территории данного региона – полиции, прокуратуры и т.п. Там, где у власти единоросы – там полная любовь, дружба и взаимопонимание; там, где –самовыдвиженцы, да тем более, не совсем лояльные к областной администрации – там работа под микроскопом данных ведомств, порой не только мешающих работе, но более парализующих.  Но главным, все-таки, остается то, что постепенно проявляются казаки, не боящиеся всесилия системы, идущие против нее, чтобы улучшить жизнь в своих регионах. Это очень ценно. Это и есть те золотые крупицы, которые и необходимо собрать все воедино, в общее дело. В один из дней также прошла встреча с казаками-активистами, протестующими против разработки никелевого месторождения в Воронежской области около устья реки Хопер. По данной встрече и ее результатам я написал в другом разделе форума в новой теме о «противостоянии на Хопре».

Очень радостной была встреча с двумя казаками-братьями Абакумовыми из ст. Казанской. Один из них является подполковником полиции и замом УВД по Верхнедонскому району. Бегло мы уже встречались с ним раньше, когда я знакомился с краеведческими музеями на Верхнем Дону. И тогда на окраине станицы я посетил музей, который располагался в полуразрушенном старом курене и который, как впоследствии выяснил, и был создан подполковником полиции Георгием Николаевичем Абакумовым.

Тогда меня это удивило, — казалось бы, человек из ведомства, не совсем близкого к подобным делам. Но он настоящий казак и этим все объясняется. Так вот, в этом году им выделили новое помещение практически в центре станицы у моста через Дон. Он обратился ко мне с просьбой оказать помощь в формировании зала, посвященного 200-летию Отечественной войны 1812 года и участия в ней казаков. Мы предоставили экспонаты для данного зала – часть для временной экспозиции – манекены, оригиналы документов, литографий и открыток, а часть передали в дар на постоянное экспонирование. При перевозке в оформляемый в ст. Казанской музей наших экспонатов я, по приглашению Г.Н. Абакумова , поехал посмотреть на то, что ими сделано и был приятно удивлен этим сделанным. Обшарпанная водная станция превратилась их трудами в настоящий богатый курень, в котором разместились экспонаты, собранные Георгием Николаевичем лично. (далее см. об этом более подробно в теме Энциклопедии: «Мелихов. Поездки по хуторам и встречи с казаками»; а также на форуме см. полностью здесь )  Все увиденное и сделанное было очень добротным, а главное, осуществлено с любовью к тому, что созидалось. После осмотра совместно с братьями Абакумовыми мы поехали в х. Скельновский, где ранее ими были обнаружены наскальные рисунки, датируемые 3-м тысячелетием до нашей эры.

 

Эта уникальная находка мало известна многим на Дону, но имела широкую известность в научных кругах (это, конечно, удручает). В связи с этим открытием вышла книга, описывающая данные рисунки и объясняющая их.

Решив уже посвятить весь день стародавним объектам, находящимся в Верхнедонском районе, мы отправились в монастырские катакомбы х. Демидовского и ст. Мигулинской. Первым объектом посещения стали катакомбы вблизи х. Золотарёв (ныне уже обезлюдевшего), называемые Демидовскими пещерами (по одноименному названию хутора, который пока еще силится выжить). Находятся они на бело-глинянном крутояре высоко над Доном. (фоторяд приведен в сокращении; в полном объеме см. на форуме здесь)

 

Раньше здесь было три входа в разных уровнях горы, сейчас остался только один — и тот полузасыпанный, но вползти можно спокойно.

 

Внутренние ходы и помещения представляют из себя многочисленные кельи (очень малого размера 1,8 х 1,5 м) , соединенные ходами и более просторными помещениями, видимо, использовавшимися для общей молитвы

 

Из довольно скудных исторических справок — «Демидовские пещеры» относятся к началу XIII века, когда монахи, создав пещерный монастырь , поселились в нем. Т.к. именно в этот период известны передаваемые предания по обращению данных монахов к казакам о выделении им земли для хозяйственных нужд , которая впоследствии была предоставлена, а в монастырь стали вступать престарелые казаки, вдовцы или бездетные.

В них молились наши предки и это чувствуется душой, как и ощущается прямо противоположное – мерзость запустения и глупость творчества наших современников, исписавших все своды и кельи скабрезностями. Причем, основная масса этого современного «творчества» датируется 60-ми, 70-ми и 80-ми годами. Редко-редко 90-ми.
После 90-х – рушатся два входа. Один из обрушенных входов можно видеть на фотографии:

Путь к пещерам со стороны этого входа стал малодоступным и спрятан он в зарослях дубравы. Да и видно исчезнувший рядом хутор Золотарёв, оттуда, скорее всего, и была большая часть «писарчуков», — он канул в вечность, оставив после себя эти остовы домов («Господь поругаем не бывает»).

Вторым пунктом нашего маршрута стали Мигулинские пещеры, находящиеся невдалеке от ст. Мигулинской. Их состояние немногим лучше, чем Демидовских пещер внутри, но входы в них практически все засыпаны. Существует один, который расположен на глубине выкопанного колодца около 2 метров от площадки и который довольно узок, так, что опустившись на дно колодца приходится просто ползком влезать во внутрь несколько метров, спиной касаясь свода.

 

Дело в том, что в конце 80-х годов местные «предприниматели» решили в монастырских пещерах устроить овощехранилище. Просверлили сверху пещер отверстие для вентиляции – тут же мел внутри стал сыреть и крошиться, обваливая своды и разрушая вход, который вскорости и обрушился. Другой вход местные чернокопатели подорвали ради интереса найденными со времен Второй мировой войны снарядами. Засыпан был оползнем и третий вход, но любители-спелеологи выкопали в этом месте колодец, о котором я писал выше.

Протиснувшись внутрь пещеры из колодца, мы увидели такие же засыпанные ответвления вправо и влево, а пролезая чуть дальше, мы попали в просторный коридор, который напоминал систему проходов и размещенных по бокам келий прежнего пещерного монастыря. Не избежал и Мигулинский пещерный монастырь тех же современных «граффити».
Но внутри сохранились еще нарисованные кресты в часовенках и молитва, написанная на стене одного из коридоров. Везде у входа в кельи выбиты адамовы головы, некоторые сохранившиеся, некоторые – безумцами разбитые. А некоторые использовались как хранилище окурков – идиотизм побывавших здесь варваров пестрит разным уродством: то на кресте нарисуют звезду, то надписи, которым место на помойках.

Но самое страшное произошло в 60-е – когда иконы, писанные прямо на стенах, выпиливались бензопилами и вытаскивались наружу .
Мел, на чем были написаны иконы, тут же высыхал, иконы трескались и рассыпались в прах. Некоторые «старатели» решили обмануть природу и Бога и сдирали писанные иконы, отделяя слой краски, как холст, с мела. Но также , попадая во внешнюю среду, они высыхая, превращались в прах. Именно увиденное варварство показало, какое общество создавалось большевизмом и каковым, благодаря им, оно стало. Но это никак не могло приглушить того светлого чувства, что ощущалось в пещерах – мощь веры и молитвенный подвиг находившихся в этих пещерах монахов. Удивительно, но это ощущалось каждой клеточкой тела. Не хотелось ни говорить, ни замечать всю ту мерзость, что была на стенах; здесь были и молились наши предки – только это и было в голове. По преданиям, данный монастырь был организован чуть позже, чем в Демидовских пещерах, и уже состоял в основном из монахов-казаков, и по времени сродни ст. Мигулинской, а ей уже более 600 лет.

Ну и как всегда, столкнулись с другим видом вандализма – все более и более уничтожающим прибрежные зоны Дона: бытовой мусор:

 

Я уже какой год наблюдаю за происходящим на берегах Дона и все больше вижу загрязнение его берегов. Тут же вспомнилось недавнее рвение Шолоховской прокуратуры по сносу у нас забора вокруг планировавшегося детского лагеря. Как они целеустремленно боролись за экологию прибрежной зоны, абсолютно не замечая того, что творится у них под носом. Кучи мусора вдоль берега теперь уже дошли и до мест, где ранее нельзя было найти и фантика.
За день до этого я ездил на хутор, где жила моя бабушка, уничтоженный в 50-х годах, — Красный Яр. Место удивительно красивое – старое русло Дона, впадающая в Дон речка Тихая и так называемая Золотая коса — между р. Тихой и старым руслом Дона. Посидел на бывшем подворье, вышел на берег Дона… то, что увидел на некогда золотой косе — поразило до глубины души! Весь берег засыпан мусором и отходами гулянок подвыпивших туристов и местных отдыхающих.

А ведь еще 2-3 года тому назад подобного и в помине не было. Еще один пример эффективности прокурорского реагирования: когда нужно системе, а когда — нет.
Но вернемся ко дню, когда мы решили осмотреть исторические места Верхнедонского района.

В промежуток между поездками в пещеры, мы заехали в ст. Мешковскую на бугор, где ранее стоял Свято-Покровский Храм.
Это был великолепный и очень большой Храм, построенный казаками на собранные в станице и близлежащих хуторах деньги, без всякого спонсорства и пожертвований.

Удивителен это Храм был и тем, что, стоя высоко на бугре, рано утром, когда с речки Тихой поднимался туман и первые лучи солнца освещали купола Храма, ехавшие в станицу, видели удивительное зрелище – Храм со сверкающими куполами и колоколами, парящий на облаках. Домов в низлежащей местности видно не было, а был виден только туман в виде облаков и как бы парящий на них Храм.
Ощущение было поразительным и многие, даже уже в советское время, видя это, невольно осеняли себя крестным знаменем. И вот, это великолепие и сгубило Храм, переживший и выстоявший в лихолетья Гражданской войны, расказачивания, безбожных пятилеток и Второй мировой. Местные советские и партийные органы в 1955 году, чтобы не смущать этим великолепием взоры людей, и чтобы Храм не застилал взгляд в будущее построение коммунизма, решили Храм взорвать. И взорвали.
Рухнувшие многотысячные тонны битого кирпича и железа затем выгребали экскаватором и перевозили на подсыпку дорог района (может, поэтому у нас и нет хороших дорог), а когда добрались до пола, то увидели, что плитка, покрывавшая пол, практически осталась целой. Я видел эти плитки – часть их сохранилась в отвалах дорог, и собрал их . Куда сегодняшнему керамограниту до их прочности! А делалась она более 150 лет назад. Как и тому клею, на который она была посажена. Ее крепость поражает, а красота удивляет. Тут же вспомнилась советская плитка, которую я клал в свое время и которая рассыпалась в руках.

 

Сегодня на месте стоявшего Храма, казаками поставлен памятный Крест и это все, на что у них хватило средств; конечно, о восстановлении Храма силами самих проживающих – не может быть и речи. Вот здесь явственно видна разница между достатком казаков, живших в 19 веке, когда строился Храм на свои деньги, и достатком их потомков в 21 веке, хватающего лишь на то, чтобы установить всего лишь скромный крест – как знак былой святости данного места и былой достойной жизни самих казаков.
И мне до сих пор не понятно, как в наших станицах еще стоят эти чучела на пьедесталах, а их именами названы наши улицы?! Уму не постижимо. Им, уничтожившим нашу веру, весь наш уклад, достоинство, до сих пор находят оправдание и скулят о необходимости признания их проступков – нашей Историей. (2012 г.; см. полностью на форуме здесь )

***

Чуть ранее я писал о Музее, созданном силами энтузиастов, возглавляемых Г.Н. Абакумовым в ст. Казанской (см. выше). Это — действительно большая редкость в наше время, т.к. в подавляющих случаях, подобного на Дону не наблюдается, да и судя по всему, не поощряется администрацией, как это ни странно.
В тот же день по дороге в Подольск, после суда в Вешенской, я, кроме станицы Казанской, заехал и по приглашению в хут. Ольховчик, что в Чертковском районе (соседнем районе с Верхнедонским).
Там ситуация – прямо противоположная той, что я описывал в случае с Казанской. Семья Пушкарских : муж – Николай Николаевич, жена Наталья Николаевна и двое их детей, уже 16 лет занимаются сбором документов по истории их хутора, окружной станицы и близлежащих хуторов. За годы поисков ими собран огромный исторический архив, включающий в себя родословные донских казачьих дворян Грековых, которые жили на этих хуторах, старые карты, документы и т.п. Собраны ими и многие предметы, относящиеся к быту донских казаков в данном регионе.
Но кроме выделенного небольшого помещения в клубе, который весь буквально трещит по швам и который уже не отапливается порядка 10 лет,ничем иным администрация района и сельского поселения, насчитывающего более 1800 человек, помочь не захотела. Собравшиеся депутаты даже не стали рассматривать вопрос об оказании помощи по созданию краеведческого музея. А ведь весь доход семьи Пушкарских составляет 15 тыс. руб. ( 10 тысяч рублей получает муж, и около 5 тысяч — его супруга), которые они, кроме необходимых трат на семью, умудрились использовать для оплаты всех этих документов и т.п. Удивительно и то, что Наталья Николаевна, не будучи уроженкой данного хутора (приехала с Кубани, выйдя замуж за Николая Николаевича), собрала всю историю данного хутора сама, переписываясь много лет с различными архивами и фондами. Историю, не известную ни самим коренным жителям, ни их детям. Обо всем, что собрала – рассказывала на встречах и с хуторянами и с местными властями, но никого это не заинтересовало, и она сама так и продолжила заниматься исследовательской деятельностью, тратя свои сбережения на тот или иной запрос или документ.
Это — удивительные люди, влюбленные в свой родной край, в свой хутор, стремящиеся передать эту любовь, историю предков, живущих здесь еще с 16 века, другим. А другие –не только задаются вопросом: «а зачем нам это надо?», а еще и злословят : что это, мол, они себе «теплые места» хотят выбить за бюджетные средства; либо несут еще большую ересь: что сегодня это вообще никому не нужно, а их дети все равно в хуторе жить не останутся и зачем им тогда вообще нужна история этого хутора.
И несмотря на такую пассивность многих, все более граничащую с враждебностью, я увидел в этой семье еще те сохранившиеся крупицы достойных людей, которых и необходимо собирать с большой тщательностью и бережливостью.

 

Дом Культуры хутора Ольховчик;  Выделенная в Доме Культуры хутора Ольховчик комната для музея, которая приведена в порядок и отремонтирована силами семьи Пушкарских вместе с их детьми.

Кинозал Дома Культуры с оставшейся до сих пор советской символикой.  (2012 г.;  далее полностью см. тему Энциклопедии «Мелихов: Поездки по хуторам и встречи с казаками»; также полностью см. на форуме здесь )

***

Я уже писал два года назад о Дне хутора Варварина в одном из своих сообщений: » За несколько дней до конференции казаки впервые совместно участвовали в Крестном ходе; совместно расчистили на месте Храма в х.Варваринском десятилетиями лежащую свалку и водрузили на ее месте Крест, проведя в честь стоявшей на данном месте церкви Архангела Михаила — день хутора , не привязывая его к вымышленному для хутора дню.»

В этом же году, в конце сентября, за день до приезда в Еланскую участников IY Всемирного конгресса казаков , я был приглашен на День хутора Варваринский , откуда родом был мой дед, и в котором я проводил все свои каникулы, будучи еще мальчишкой – у родственников дедушки.
Конечно же, хутор постарел своим населением и значительно обезлюдел. Проживает всего около 100 человек (но это даже больше, чем в ст. Еланской, практически вдвое), однако, того, что было на моих глазах в 60-70-е годы (когда только одной ребятни было под сотню), того уж нет. Но осталось то теплое, что вспоминалось из детства – отношения между собой живущих в хуторе.
Находящийся на окраине Шолоховского района, он не обласкан вниманием администрации района, в нем также нет газа, хотя магистраль газопровода, идущая на Кавказ для отопления аулов, проходит по краю хутора. 
В нем так же люди выживают из последних сил и так же , как в ст. Еланскую, дорогу так и не проложили. И несмотря ни на что, люди живут, ростят детей, и оставаясь в родном хуторе, вынуждены выезжать на заработки — то в Москву, то в Ростов, не находясь дома месяцами.  Но на день хутора съехались практически все, кто мог. Посмотрите на эти лица – несмотря на все напасти, они радостны и обращены с надеждой в будущее.

 

Из казачек и детей-казачат организован фольклорный коллектив.

А это — клуб хутора. Конечно же, денег на его ремонт у администрации и государства не нашлось. Зато нашлись деньги для работы прокуратуры и всех комиссий, изыскивающих экстремизм в Еланской.

 

 

Не волнует такое положение с культурой в районе и Афанасьева (см. тему Энциклопедии: «Мемориал. Противостояние власти. Хроника противостояния), вместе с зам. Главой администрации района – Каргиным, ответственным за культуру. Их тоже волнует только то, что делается в Еланской, с придумыванием все новых небылиц о происходящем там; бросая на это все свое усердие и все силы, свои прямые обязанности им исполнять как-то, видно, не с руки. 
Как не с руки было выполнять те же самые свои обязанности и по другому клубу – в х. Мрыховский – где располагался самый замечательный казачий коллектив, являющийся учителем всех казачьих коллективов на Дону – мрыховский фольклорный коллектив под управлением Ольги Васильевны Пономаревой, кстати, дальней моей родственницы по дедовским корням, как выяснили мы позже при личном знакомстве.
Клуб не отапливался более двух лет и постепенно приходил в негодность, а знаменитому коллективу – лауреату многих конкурсов и призеров многих фестивалей — приходилось находится в насквозь промерзшем помещении клуба. И вот, после всего увиденного и той «работы» по поддержанию культурного наследия, хочется спросить у ответственных и «болящих» за эту культуру: «Не стыдно ли?» (2012 г.; см. полностью на форуме здесь )

***

В нынешний мой приезд на Дон [2013] было довольно много событий, о которых я решил кратко рассказать участникам форума.

— Во-первых, это приобретение и установка колоколов на звонницу Храма Святителя Николая Чудотворца. Созданный нами попечительский совет Храма, за прошедшие два года смог , постепенно собирая средства, вначале капитально отремонтировать кровлю Храма, затем заложить все разрушенные проемы в самом здании и вот, в этом году, купить колокола. Впервые за прошедшие 90 лет в станице прозвучал колокольный звон со вновь ожившей звонницы Храма.

 

 

 

Как всегда было много встреч. Для обсуждения дальнейших совместных действий к нам вместе со своей семьей приехал Атаман ст. Каменской В.Ю. Чеботарев

Вячеслав Юрьевич не входит со своими казаками ни в одну из существующих официальных казачьих структур, а собрал вокруг себя казаков и создал Каменскую казачью общину (кстати, его сын присылал нам ранее сообщение по той ситуации, что сложилась на сегодняшний день в Каменской  ). Он многое делает для вовлечения казаков в систему управления своим Краем, стараясь оградить его от разора, наносимого бездумными действиями местной администрации. Среди прочего он стремится окончательно пресечь уродливое деяние чиновников по уничтожению окружающих станицу Каменскую степей. Дело в том, что вокруг Каменской находится очень много незаконных карьеров по добыче камня, территория которых после выработки превращается в глубокие нерекультивируемые ямы и за ненадобностью бросается. Вся степь покрыта этими язвами. А «узаконили» это варварство ушлые руководители района. Они сдают в аренду земли под ЛПХ. Взявший землю в аренду, под видом строительства, из этой земли выбирает весь камень, а затем отказывается от аренды и бросает участок. Таким образом, добыча камня происходит безо всякого оформления, связанного с необходимостью получения лицензии, разрешения на разработку недр и т.п.

Главой Каменского района является некто Кольжанов Н.Б., еще в конце 90-х годов он собирал вокруг себя бывших активных партийцев, чтобы настраивать живущих в Каменске против казаков, говоря им, что казаков ни в коем случае нельзя допускать до власти, они будут нас, иногородних, выдавливать и притеснять. Сегодня, кроме того, что он – глава района, он же и является Атаманом Донецкого округа (реестр) (!?)
Естественно, став атаманом, он и подбирать в реестр стал тех, кто ему ближе, так, в Лихой – часть казачьего реестра – армяне.

Сын Вячеслава Юрьевича – врач в Каменской, офтальмолог, что является довольно редкой специализацией в медицине, однако, его зарплата – всего 8 тысяч рублей, при том, что главврач той же местной больницы и чиновники от медицины получают от 50 до 100 тысяч рублей. Прожить молодой семье на эти деньги довольно сложно и Иван думает уходить с работы.

Интересный факт поведал Вячеслав Юрьевич в беседе.
Его мама – Чеботарева Екатерина Михайловна, участвовала в съемках «Тихого Дона» — ее видно в кадре, когда Григорий справляет свадьбу с Натальей. Она вместе со своими подругами по казачьему хору играла песни в эпизодах данного фильма.
Вспомнил он и о горестных эпизодах жизни его дедов и бабушек – лагеря, выселения и т.п.
Прискорбно и то, что до сего дня центральный Каменский стадион находится на месте старинного казачьего кладбища. И когда копают траншеи под те или иные коммуникации, то обязательно выкапывают и человеческие кости. Удивительно, но подобное творится в очень многих станицах на Дону. В той же Клетской – там также стадион на месте кладбища.

И до этой встречи и после, когда уже на неделе приезжали другие казаки, я еще раз увидел в них, что живы казаки! Не смирились они с подменой, которую приготовил им реестр. А гуртуясь меж собой, они продолжают нести ту ответственность за свою землю, что несли и их предки. И пусть их не так уж и много, но это – соль нашей донской земли и даст Бог, она станет вскоре тем цементирующим ядром, которое не будет разбито и уничтожено окончательно.)

По другим встречам хотел бы остановиться на приезде кубанских казаков станицы Староминская.
Это одна из самых больших станиц на Кубани, называемая «Северные ворота Кубани», численностью около 35 тысяч жителей. Приехавшие казаки и их Атаман – Бакуменко Николай Федорович, также не входят ни в одну из официальных казачьих организаций, а создав свое казачье общество, так же, как и каменцы, собирают вокруг себя казаков, с целью восстановления своих прав на своих землях. Николай Федорович зарегистрировался кандидатом на выборы главы Староминского сельского поселения и будет участвовать в данной борьбе вместе со своими казаками.

Среди прочего рассказали они и о том, что творится на Кубани. Парадные и бравадные реляции губернатора, о том, что казаки контролируют ситуацию на Кубани, ничего не имеют общего с тем положением, что реально там существует.
Показуха дошла до того, что все чиновники, вне зависимости от того, где они родились и к какому народу они принадлежат, записаны в казаки. Кроме того, создан женский казачий батальон, из тех сотрудниц, что работают в муниципальных организациях, загнав их в этот батальон силком. Всем им пошили «нарядную» а-ля казачью форму и теперь они принимают участие во всех парадах, организуемых губернатором.
Дошло до того, что в Абинске в казачьей школе два начальных класса : один цыганский, другой – армянский (!?)
Интересные данные поведали казаки по казачьим дружинам в той же станице Староминская. В дружину входит 15 человек, из которых 8 – бывшие полицейские, не прошедшие аттестацию; 4 – бывших судебных приставов; и трое из бывших офицеров — ни одного казака.
Неплохая для станицы зарплата в 25 тыс. руб. выплачивалась последний раз за апрель, сейчас задерживается, и дружина, скорее всего, рассыпется.

Кроме упомянутого женского казачьего батальона в районе реестровиков насчитывается около 290 человек, хотя, на поверку, «живых душ», приходящих на круг, около 20.
Отдельным вопросом и даже более острым, чем на Дону, является экспансия кавказцев. Имея поддержку со своих республик, они скупают в станице и районе все объекты и земли, имеющие более-менее экономически значимые перспективы. Уже сейчас они влияют на власть довольно сильно, но уже и одним этим простым влиянием не ограничиваются, а напрямую входят во власть — через депутатство, работу в администрациях и т.п. Ну, в общем-то, как и везде.

Станица Староминская, как и многие другие станицы в период расказачивания и голодомора, также была включена в «черные доски». После проведенных выселений и геноцида в станице оставалось не более 15 процентов коренного населения, чудом избежавших репатриации. Но и здесь еще казачий дух полностью не уничтожен и то, что делают казаки и Атаман Бакуменко Н.Ф. — тому подтверждение. Пожелаем ему на предстоящих выборах победы и достижения той цели, которую казаки ставят перед собой.

Я думаю, будет интересна и информация, которую мне поведали фермеры и руководители сельхозхозяйств в Шолоховском районе, когда на встречах с ними, они невесело рассказывали о своих делах. После трехлетних небольших урожаев прошлых лет из-за засухи, в этом году урожайность была выше, но радости от этого никто не испытал. Цены на сельхозпродукцию за лето обвалили на 30-40 процентов:

(первая цифра — 2012 год; вторая цифра — 2013 год, в руб/кг)
Пшеница: 7 / 5,15
Подсолнечник : 17 / 10
Овес : 6 / 3,8
Кукуруза: 8 / 5

И т.д.

Явно, что ни хлеб, ни подсолнечное масло в магазинах дешевле не станет на те же 30-40 %, а наши сельхозпроизводители опять заплатят как всегда «за всё и за всех».
Придержать сельхозпродукцию до лучших цен ни у кого нет возможности. У мелких фермеров нет обустроенных для этих целей помещений. У крупных хозяйств, начиная с момента уборки подходят сроки возвращения взятых в банках кредитов на посевную.

Надо сказать, что по этим кредитам и финансирующим сельхоздеятельность банкам в этом году вообще творится полный беспредел. Процентная ставка с учетом всех затрат на обслуживание кредита и т.п. доходит до 22 %(!) — и это для сельхозпроизводителей, живущих от урожая до урожая еле-еле душа в теле.

Отсутствие оборотных средств с самого начала деятельности практически всего агропромышленного комплекса в РФ подсадило все хозяйства на финансовую иглу безжалостного оббирания сельхопроизводителя банковскими структурами. В год среднее хозяйство берет кредитов на сумму около 15-20 млн. на закупку посадочного материала, солярку и т.п. Процентная ставка банка забирает практически всю прибыль сельхозпроизводителя в 3-4 млн. в виде процентов за пользование кредитом. И хозяйство вновь остается к началу следующего года на «бобах». И так из года в год. Если удается собрать урожай чуть больший, который смог бы поправить положение в хозяйстве, тут же снижают закупочную цену и хозяйство вновь в итоге по нулям – это в лучшем случае. 

Меня всегда поражала такая ситуация и я никак не могу понять, почему правительство, наверняка, осознавая пагубность такого «кругооборота» в сельском хозяйстве не решит его , в общем-то, довольно простым методом. У нас есть резервный фонд, фонд стабилизации и куча других фондов, размещенных в ценные бумаги иностранных государств под процентную ставку от 0,5 до 1,5 %. ПОЧЕМУ часть этих средств не предоставить в виде кредитов тем сельхозпроизводителям, которые уже зарекомендовали себя, как исправные пользователи кредитов, постоянно в течении последних 10 лет добросовестно исполняющие свои обязательства перед банками, возвращая кредиты и проценты по ним в полном объеме? Таких сельхозпредприятий очень много.
Предоставив им те суммы, в тех же процентах до 1,5 % в год на 5 лет, государство сможет через 5 лет вернуть себе эти средства, а сами сельхозпроизводители, экономя на таких займах в год до 20% выплачиваемых ранее банку, смогут создать так нужные им оборотные средства в размере 5 л х 20 % = 100 % заем, остающийся теперь у производителя.
Кроме безжалостного отжуливания банками заработанного фермерами, в этом году прекратилась и дотация, ранее выдаваемая сельхозпроизводителю на ГСМ. В этом году все ГСМ покупалось без каких-либо дотаций.

Кстати, если уж коснулись этой темы: те, кто приезжает с Кавказа и выкупая земли на Дону, также занимается сельским хозяйством, чувствуют себя намного лучше, т.к. те грабительские кредиты они не берут, поскольку их щедро обеспечивают оборотными финансовыми средствами – с республик. Потому они и развиваются более успешно.

В общем, довольно тягостное чувство осталось после таких «новостей», тем более, что никакого просвета в этом замкнутом круге не видит никто, а руководство области от рассмотрения данных дел самоустраняется. Мне не раз рассказывали о тех встречах, что проводили чиновника в районе по поводу развития сельского хозяйства и что кончалось все это привычным пустопорожним разговором и не исполняемыми обещаниями.

Конечно же, были встречи и по событиям в Базках – но коротко об этом написать невозможно. Поэтому данному вопросу я посвящу отдельное сообщение с предоставлением видеоматериала, где все поднимаемые ранее вопросы, вызывающие разное толкование, будут объяснены участниками событий и теми, кто был с ними связан.

Закончить же данное сообщение я хочу на позитивной ноте – рассказом о богатстве и красоте нашего Края. Занимаясь практически всю неделю с людьми, которые приезжали к нам в Еланскую, я в этот раз как-то уж очень устал, и поэтому в последний день пребывания на Дону решил поехать на рыбалку, на то место, где прошло мое детство, когда каждое лето я с дедом жил в его родном хуторе Варваринский. В паре километов от хутора протекает речка Тихая, которая чуть подальше впадает в Дон. Мы частенько пешком, встав затемно, ходили на нее рыбалить с дедом. Вот в этот раз я и решил поехать именно туда. Так же, встав затемно, но теперь уже с Еланской, которая находится где-то в 50 км от этого места, я, взяв удочки, отправился на Тихую. Приехал как раз перед зорькой.
Пока забросил удочки, прикормил место, солнце встало, и передо мной открылись картины моего детства, тот же запах полыни после утренней росы, блики на воде, шуршаший камыш – красота…

 

И первая поклёвка… Ловить я решил плотву и поэтому снасти были на среднюю рыбёшку до полу-килограмма. Но подсекая очередную плотвичку, моя удочка вдруг согнулась в три погибели и за малым не обломилась. На сидящую на крючке рыбешку накинулась приличная щука и, заглотив ее, не смогла освободиться. Маленький крючок, конечно же, не смог ее зацепить, да и тонкая леска все равно бы не выдержала веса попавшейся рыбины. Поэтому я подождал, пока она стащила с крючка рыбу и уплыла восвояси.

Благо, что с собой я привез свой рыбацкий чемоданчик, где были крючки побольше и леска потолще. Переделав две удочки под снасти для ловли щуки на живца, я забросил их в протоку. И буквально через пару минут — поклевка. Минут пять мне пришлось повозиться с вываживанием пойманной щуки, которая все время запутывала снасть в растущих у берега лилиях, но уйти ей не удалось и она оказалась в садке. Через 10 минут вторая поклевка и вновь щука в садке. Ловя параллельно и плотву и щуку на живца, не заметил, как время катилось к обеду. Кроме плотвы попадалась и калинка, и красноперка, и довольно крупный до полу-килограмма карась.

Видя, что в садке уже довольно много рыбы, я решил закончить рыбалку и поехать домой, забросив в последний раз удочку с живцом на щуку. Пока собирал все снасти и вещи, перенося их к машине, увидел, как началась поклевка. Подбежав к удочке и подсекая ее, я подумал, что зацепился за что-то на дне, т.к .леска почти не поддалась вверх. И тут резкий толчок вбок – попалось что-то большое и сильное. Вначале я решил, что это сом – такие случаи были, когда на живца попадался усатый хозяин заводи. Но потом выяснилось, что это была довольно большая щука. Минут 15 я не мог с ней сладить, то подводя ее к берегу, то вновь отпуская ее от себя, чтобы не порвать леску. Но в конце концов и она оказалась на берегу.

Достав весь улов, я решил на обратном пути заехать на песчаную косу Дона, что у хутора Варваринского, где мы с детворой проводили все дни напролет и, наверное, уже в последний раз в этом году искупаться в Дону. Вода была изумительной.

А затем заехал в хутора, где еще живут наши дальние родственники, и поделился с ними своим уловом. В х. Меркуловском еще хозяйничает двоюродная племянница деда Анастасия Васильевна Зенькова, ей уже давно за 80, а она все еще держит птицу, сажает огород, помогает своим внукам, живущим, правда, уже в Подмосковье.

 

мимо этой белой кручи мы постоянно с детворой проходили, когда шли к Дону ; справа — наша золотая коса у х. Варваринского

 

Говорят, что день, проведенный на рыбалке, в общее время жизни не засчитывается. Наверное, это верно, т.к. всю тяжесть предшествующих дней за этот день на Тихой – как рукой сняло. (2013 г.; см. полностью на форуме здесь )

УПОМИНАНИЯ:

  • Форумчанину:  Если Вы [спрашиваете] о Карповке, что на левом берегу Дона (напротив станицы Мелиховская), то хутор существует, как существует и рядом с ним находящийся Ажинов. Состояние не лучше и не хуже других . Земли арендуют в большинстве корейцы и адыги, выращивая овощи и лук. Старых казаков нет уже практически никого. В свое время мы с дедом и отцом переправлялись в ст. Мелиховская, часто рыбалили на той стороне Дона, как раз недалеко от Карповки. К деду приходили его сверстники с Карповки и Ажинова, долго разговаривали по вечерам под уху и вареных раков (рядом течет река Сал там много раков – и местные приносили их). Как-нибудь позже перескажу эти разговоры.

В Шахтах все также как и везде. Казаки поделены на группировки. Но более многочисленные – неприсоединившиеся и разочаровавшиеся, которые ни во что не верят. Заняты только собственным выживанием. Работы нет. В основном, большая половина уезжает на заработки в Москву и Сочи вахтовых методом. С Кавказа – много, в том числе и студентов в ШФНПИ. Ряд отраслей контролируется ими полностью .Картина неприглядная, вплоть до скупки всех домов по некоторым улицам. (2009 г.; см. полностью на форуме здесь )

  • (…) Я недавно приехал с Дона. Среди прочих встреч, запомнилась встреча с казаками в станице Каргинской. Запомнилась по двум вопросам, поднятым на встрече. Один казак рассказал про своего сына, который, будучи малым, с восторгом одевал казачью справу и ходил с батей на круги, участвовал в общественной жизни станицы. За эти двадцать лет подрос, женился и уехал с семьей со станицы. Уезжая, сказал отцу, что все это казачество – бирюльки, что казаки не могут устроить своей жизни, наладить работу и быт – «поеду туда, где платят». А  другой казак заявил, что ничего и не получится, что фермеров задавили невыносимыми условиями по кредитованию и сбытом готовой продукции, а соединить силы для совместной, более эффективной, деятельности они не могут, потому как договориться меж собой сложно, а порой и невозможно. «И казачье сообщество тут не помощник, — говорил он, — никто этими вопросами заниматься не желает. Поэтому год-другой позанимаюсь и тоже брошу». И т.д. и т.п.

Лет десять, не больше, и у казаков выбьют основу того, что их сделало казаками. И эти десять лет как раз и проведем в спорах и грызне. В отыскании и выхватывании цитат, малоподтвержденных фактов, чтобы и дальше утешать собственное самолюбие неформальных лидеров… Конечно же, поднятые на той встрече вопросы мало интересуют тех, кто уже давно не связан судьбой с землей Присуда и с жизнью казаков на ней. Не важно для них – будет ли казак на своей земле хозяином, либо таким же нанятым, а по-сути крепостным, работником. Потому что общественно-политическая жизнь на местах как не выстраивалась ранее, так и не выстраивается она и сейчас. Им представляется, что одним признанием казаков народом все проблемы решатся сами по себе. Не решатся. (2010 г.; см. полностью на форуме здесь )

  • В эту поездку выяснились вообще вопиющие факты, в ст. Кружилинской и ст.Калининской приехавшие туда даргинцы ведут себя как полновластные хозяева, травя своими отарами посевы, и выбивая ими юртовые пастбища.
    Мало того, они своевольно занимают дома старых хуторов без спроса тех, кто является их хозяевами и устраивают в них базы для зимовки своего скота. Старики на зиму уезжают с хуторов к детям, а летом возвращаются, так вот теперь возвращаться некуда – там овечьи ясли. И что же власть? Что этому противопоставляют казаки? Практически нечего. Вот только эта переписка – разумеется, не полная. (…)  (2010 г., см. полностью на форуме  здесь)  
  • Я еще нахожусь здесь, на Дону, и, встречаясь с казаками по тем или иным вопросам, слышу множество «предложений», но ни одного ответа на то, как эти «предложения» воплотить в жизнь.  Раздробленность в казачьей среде огромней, нежели в российском обществе. Вот свежий пример из прошедших выборов – в ст. Обливской главой был казак, мало того, он же являлся и юртовым Атаманом. В станице большинство населения – казаки, но на этих выборах его переизбрали и выбрали коммуниста Золотовского, который к казачеству относится даже враждебно. И что Вы сможете ответить на это? Чем это можно объяснить? Отсутствием признания казаков народом? Если сами казаки не способны выдвинуть из своей среды достойного человека и избирают сами инородца – что это? 

Или вот недавняя встреча в одной из станиц, где один из хуторских атаманов поведал следующее: что станичный магазин, который также принадлежит казаку , не берет его продукцию на реализацию (хотя качество такое же, что и у подобного товара от других), только по той причине, чтобы он не «обогатился», и не построил себе такой же магазин. Подобных примеров можно привести множество. И говоря ранее в данном разделе о необходимости принадлежания власти на Дону казакам, нужно четко понимать и то, что таковых сегодня на Присуде очень мало. Их всех необходимо вначале собрать, выявить в них людей совести и дела, профессионально подготовленных, либо способных к данной подготовке. В противном случае, все те вопросы, которые Вы задали, обращаясь к русским, будут вновь заданы , но уже от казака к казакам, потому что ситуация будет не просто схожей, а еще и значительно худшей.  Возможно, Вы подумаете, что я сгущаю краски, либо дискредитирую или увожу в сторону идею или цель признания казаков народом. Поверьте, это не так, что бы и кто бы об этом не говорил, надумывая всевозможные домыслы. Захватившая идеология борьбы казаков за признание их народом, создала среду, в которой не культивируется образ творца и созидателя, с вытекающими отсюда необходимыми условиями профессиональной подготовки, организационного опыта общественной и политической деятельности, опыта хозяйственной кооперации и т.п., а образовала общность, в которой достойными членами являются те, кто сможет более демагогичней преподнести образ коварного русского и никчемности Российской Империи. Этим изысканиям посвящается время, силы, энергия. И чем сильней «довод», тем мощней представитель, этот «довод» откапавший или придумавший. Все уходит в сферу враждебного отыскания «врага» и его критики, что ничем не отличается от той же критики самих казаков-националистов националистов-русских, обвиняющихся в том же. Российское общество и находящееся в нем казачье сообщество поражено абсолютно идентичными проказами и болезнью. Заданные Вами вопросы при признании казаков народом будут таковыми же впоследствии и к казакам. В этом у меня сомнений нет. (2010 г., см. полностью на форуме  здесь)

  • Каждый раз, проезжая по станицам и хуторам, районам и областям, я наблюдаю практически одну и ту же картину. Разваливающиеся мемориальные комплексы и покосившиеся на бок символы советской эпохи. И, в общем, не о чем было бы писать, если бы не несколько фактов.  Вот, к примеру – в каждом населенном пункте имеются свои коммунисты или их приверженцы, которые с пеной у рта защищают «своё всё»: Ленина, его памятники, таблички и т.п. Но, как и их идеология, их защита сводится только к балабольству да остервенелой пропаганде. А вот с конкретными делами по содержанию своего идола в порядке – здесь у них провал. Вот только последние снимки, сделанные мной по дороге.
Проезжая по Урюпинску на митинг в защиту Хопра 25 ноября, обнаружил невдалеке от дороги памятник Ленину внутри школьного двора. И это – не просто школа, а – «Школа гуманитарной культуры» (!). «Школа жизни», «Школа человека». И во дворе, перед входом в школу, стоит этот истукан.  Я очень хорошо знаю урюпинских коммунистов – они не раз приезжали ко мне с казаками – и упаси Бог, сказать что-либо нехорошее про «вождя». Выступал и на митинге молодой секретарь горкома Урюпинска – такой активный и задористый большевичок, все требующий в обмен на поддержку митинга со стороны КПРФ преференций местным коммунистам.
В центре Урюпинска стоит огромный памятник Ленину – его я не успел сфотографировать , а вот этого, в школьном дворе, снял на фото:
  
великий гуманист …     …с трещиной в голове
и развалившимся фундаментом…
 
Вот после митинга ко мне подошел доказывать свою «правоту» один из коммунистов. Я ему и говорю, что же вы, братцы, Ленина своего не помоете да не отремонтируете на школьном дворе. Видно же, что развалилось все его учение через трещину в голове памятника – он выпучил глаза, начал орать… ну, в общем, не ответил.  А ведь такое состояние их кумира и говорит о состоянии их совести – потресканной и облупившейся, как фундамент под памятником.
А вот центральный памятник Ленину в моем родном городе Шахты, где тоже коммунистов предостаточно.  Вроде бы внешне в «приличном» состоянии:
 
 
Подходим ближе:  провалившиеся гранитные ступени

Разваливающийся постамент 

 

И куча окурков у ног «основателя», как в свое время его подручные матросики заплевали шелухой от семечек все улицы Питера

Чтобы привести все это в надлежащее состояние коммунистам этих место всего-то и нужно – собраться всем максимум на пару часов в год, да и поправить пошатнувшийся «авторитет», хотя бы внешне. Но, по сути, они и на это не способны.
Написал я это, разумеется, не из жалости к их идолу, по мне – его убрать дОлжно было бы еще в 90-е со всех наших населенных пунктов. Просто, приводя эти фотографии, хочу еще раз показать всю ничтожность пустомельства коммунистов, не умеющих даже поддерживать своего вождя без трещин и разрушающегося основания. А они все стремятся управлять государством.

Но вот совсем иные памятники – памятные места, на которые уже нельзя смотреть с тем сарказмом, что на предыдущие. Это – мемориальные захоронения ушедших на фронт во 2-ю Мировую и погибших там, или же памятники тем, кто остался в тылу и работал, как на фронте.
Вот это – памятник рядом с Миллерово, он посвящен женщинам, работавшим в колхозах в непомерно тяжелых условиях, порой, впрягавшимся в плуг вместо лошади:

И вот в каком состоянии ступени и сама площадка:
 
 
 
А это – уже памятные доски и памятник в одном из поселков на границе Волгоградской и Воронежской областей:
 
 
 
 
 
И главное, что все те, кто отвечает за их состояние, те, кто громче всех орут о памяти павших и вечном долге перед ними, не находят даже того малого, что необходимо бы было сделать в подтверждение этих слов : одного дня или нескольких, чтобы привести эти места в надлежащее состояние.  Но зато находят время писать на нас, «клеймить» и обвинять в фашизме, прикрываясь памятью о тех, чью память, по-настоящему, не ставят ни в грош. (2012 г.; см. полностью на форуме здесь )
  • (…) 9 августа в Базках – станице напротив Вешенской (по правому берегу Дона) произошла крупная драка между рабочими с Кавказа и местной молодежью. Конечно, все это произошло не вдруг, а вызревало давно, да вот только никто предшествующим событиям окорота не давал, закрывая на все происходящее глаза и фанатично занимаясь только борьбой с нами и нашим Мемориалом.  Уже давно конфликт между приезжими и местными перерастал в мелкие потасовки, квалифицируемые, конечно же, как бытовые: то отара овец потравит поля фермера, но вновь приезжие чабаны отделываются лишь легким «пожуриванием»; то дома в хуторе, которые используют на лето переехавшие в станицу люди, занимаются баранами, как кошары; то где-то по «бытовой причине» угрозы раздаются, что, мол, все равно мы здесь займем своими отарами Ваши луга – а никто никакого экстремизма в этом не видел.   Экстремизм они видели только на нашем подворье в Еланской. (2013 г.;см. полностью в Энциклопедии тему «ЭКСТРЕМИЗМ»;  см. полностью на форуме здесь )

 

СМ. ТАКЖЕ:

P.s. страницы Энциклопедии находятся в постоянном пополнении и обновлении по мере размещения новых сообщения В.П. Мелихова на форуме.