поиск по сайту


Проекты CRM Документы


Яндекс.Метрика

Яндекс цитирования


— Встречи, поездки, общение с людьми.

Данная тема в более широком контексте охватывает  все темы Энциклопедии в полном объеме

МЕЛИХОВ:  ВСТРЕЧИ, ПОЕЗДКИ, ОБЩЕНИЕ С ЛЮДЬМИ

(выдержки из  высказываний В.П. Мелихова с форума  http://elan-kazak.ru/ )

СМ. ТАКЖЕ :

 

В данной теме: 

  • — посещение Крестовоздвиженского собора (г. С.-Петербург)
  • — посещение хуторов Каледин и Нижний Калмыков (Усть-Хоперской станицы);
  • — посещение станицы Качалинской (Волгоградская область);
  • — посещение хутора Верхний Пиховкин (Каменский район Ростовской области)
  • — посещение Ростова, ст. Казанской, Мешковской,  монастырских катакомб хут. Демидовского и ст. Мигулинской; 
  • — посещение хутора Ольховчик (Чертковский район Верхнедонского округа)
  • — посещение хутора Варваринский

 

19 Февраля 2010 года из подмосковного Подольска в Санкт-Петербург для встречи с Председателем Объединения Лейб-Гвардии Казачьего Его Величества полка Владимиром Николаевичем Грековым приехал Владимир Петрович Мелихов — донской казак, создавший в станице Еланской мемориал-музей борцам с большевизмом.   С собой он привез копию памятника Донскому Атаману, являющегося основой мемориала, для передачи в Лейб-Казачий Музей во Франции. В.Н. Греков предположил, что здесь, в России, этот памятник принесёт больше пользы, и предложил передать его в Крестовоздвиженский Казачий Собор, являющийся сейчас, наверное, единственным центром «казачьего Петербурга«. 
В этот же день скульптура была вручена настоятелю Собора о. Владимиру — ревностному хранителю казачьей истории.

Председатель Объединения Лейб-Гвардии Казачьего Его Величества полка Владимира Николаевич Греков (второй слева); настоятель Крестовоздвиженского Собора о. Владимир (в центре); Мелихов В.П. (второй справа).

***

В очередной приезд в ст. Еланскую [лето 2011 г.], я решил съездить на х. Каледин, который сегодня переименован в х. Блинов, в «честь» перешедшего на сторону красной армии предателя казачества – Блинова. 

Я надеялся повстречаться с местными казаками и оговорить вопрос возможного совместного мероприятия по поводу 150-летнего юбилея со дня рождения Алексея Максимовича Каледина.
То, что я увидел на хуторе, превзошло даже мои скептические надежды. Во-первых, довольно протяженный хутор вдоль р. Цуцкан (около 3,5 км) – сегодня представлен только одной улицей в начале хутора с 10-12 домами постройки 70-х годов и отдельно стоящими домами и развалинами на всем протяжении, где ранее хутор размещался, насчитывая в общей сложности около 20 домов. Хуторское кладбище полностью заросло травой и среди неё, поднявшейся по пояс после дождей, нам удалось найти вот эту могильную плиту с удивительной надписью:

 

Мы пошли, (а где – и поехали) по дворам, чтобы узнать, кому принадлежит эта плита и как она сохранилась. Обойдя около десятка домов, стало очевидно то, что в хуторе живут одни переселенцы, кто-то приехал в конце 30-х (в основном с Тамбовской и Саратовской губернии), кто-то в конце 40-х-начале 50-х (эти — с Мордвы) и никто из них не знал о принадлежности этой плиты. Все говорили о том, что когда они приехали, эта плита уже была, а некоторые так и вообще заявили, что они ее на кладбище никогда и не видели.
К сожалению, мы не смогли найти сторожил хутора, но одна местная женщина показала нам статью из местной газеты, где писалось об усадьбе Калединых , находящейся в конце хутора на той стороне речки Цуцкан.
Мы проехали туда, конечно, дом там был уже другой, скорее всего постройки 50-х годов, но сохранился от усадьбы колодец Калединых , из которого мы и испили воды.
Близлежащая территория имеет вид довольно удручающий. Разбитые фермы, разрушенные дома и неухоженные левады. Несколько фотографий я размещу здесь. Полный же отчет по х. Каледин и его судьбе, как и судьбе сотен казаков, ранее проживавших в нем, мы подготовим позже.

 

Указатель на хутор; первая и единственная улица в сегодняшнем хуторе

 

Колодец, из которого уже никто не черпает воду; столбы вдоль прежней улицы, которой уже нет

 

Середина улицы; хутор Каледин сегодня

 

 

 

 

Место усадьбы Калединых; колодец усадьбы Калединых

 

то, что осталось…  (…)  На обратной дороге мы решили заехать в х. Нижний Калмыков (Усть-Хоперская станица), где проживал 1-й Георгиевский кавалер Первой мировой войны казак Козьма Фирсович Крючков,который погиб 18 августа 1919 года и был погребен на кладбище родного хутора. Мне еще года три назад казаки говорили о том, что на могиле у него будет поставлен большой дубовый крест в его память и в память всех казаков, погибших в гражданскую, сражаясь за свою землю с большевиками. На въезде в хутор мы увидели крест, правда, покосившийся, но еще стоящий.  

Хутор раньше был такой же, как и х.Каледин, протяженный километра на 3-4. Однако, сегодня на хуторе не сохранился ни один дом.

Заброшено и кладбище , на котором нет ни памятного креста на могиле легендарного казака и где также все заросло травой. Вот это кладбище – оно довольно большое — со сгнившими крестами и заросшее травой – где-то здесь и похоронен казак, герой 1-й Мировой войны Кузьма Фирсович Крючков, награжденный Георгиевскими крестами 4 и 3-й степени, Георгиевскими медалями «За Храбрость» 4 и 3 степени и Золотым Георгиевским оружием, и чья могила сегодня затерялась среди бурьяна. И сюда не приезжает Дон ТР, сюда уже и не приходят наследники тех, кто нашел упокоение на данном кладбище, а могилок тут тысячи – тысячи прерванных нитей памяти и переход в беспамятство.

Наберите в поисковике слова «казак Крючков Козьма Фирсович» и Вы увидите огромное количество статей, ссылок на его подвиг, восторженных возгласов казаков о том, что это – образец нашего народа. А потом посмотрите вновь на выше размещенные фотографии – кто мы после этого?   (2011 г.; см. полностью на форуме здесь; см. также тему Энциклопедии «КАЛЕДИН А.М.»; ГЕРОИ ОТЕЧЕСТВА: КРЮКОВ К.Ф.» )

***

Сентябрьская поездка по Дону и Кубани и встречи там с казаками ничего особо нового не выявила. Ряд вопросов стали просто более выпукло проявляться и, по части основных вопросов, уже даже не пришлось спорить – для многих они стали очевидностью. И первая подобная очевидность, которая многими казаками уже не оспаривается, так это продажность большей части реестрового руководства казачьих обществ существующей власти. Когда казаков от произвола властей оно, руководство, уже не только не может защитить, но даже и не делает попыток сделать это. При этом, само пользуется таким же ресурсом, как и сама система в перераспределении того, что еще до конца не распределено. Разумеется, взамен на лояльность и «тихое» забвение того, что ими самими говорилось на всевозможных Кругах.
И вопиющей подобной «лояльностью» явился отказ от крупномасштабного празднования 150-летия со дня рождения Алексея Максимовича Каледина. Планируемые мероприятия по перезахоронению праха А.М. Каледина, установке бюста в Новочеркасске и проведение торжественного схода в его честь – отменены. Правда, ряд казаков самостоятельно собираются провести мероприятия, но насколько это у них получится – сказать сложно.
Возможно, атаман Усть-Медведицкого округа и сможет провести в х.Каледин (ныне Блинов) какой-то торжественный сход казаков – ближе к 12 октября. Посмотрим. Но мы решили отметить этот день сбором всех желающих казаков, по программе, которую сообщим отдельно.

По Кубани – приятно удивило то, что практически нет ни одного заброшенного хутора или станицы. Даже там, где все хозяйство, ранее существовавшее, разрушено, казаки умудряются, за счет личного хозяйства, работы на земле, жить вполне сносно. В основном, связи меж собой поддерживают только на межличностном уровне, особо не доверяя ни атаманам, ни организациям.
Наиболее активных преследуют также, как и везде, возбуждают надуманные уголовные дела, потом отпускают, ломая человеку психику и волю, не позволяют или препятствуют ведению собственной хозяйственной деятельности. Все это подвигает казаков к пониманию, что пришла пора к соединению всех оставшихся сил и началу общих действий по установлению власти в своих регионах из людей честных и достойных. Для чего необходимо не прилепляться к существующей вертикали власти, а создавать свое политическое движение, создавать казачьи структуры, которые основной целью должны ставить управление собственной землей, а не фольклорные парады и колониальные резервации.

Конечно, все это сопряжено с огульным очернением – набор небогатый, но действенный и действующий повсеместно – «фашисты», «экстремисты» и т.д. и т.п.

На Дону, по Мемориалу – где власти, где органы, где реестр — разослали циркуляры : Мемориал не посещать, там фашисты и изгои, которым не сегодня-завтра будет конец. И чтобы Вы не пострадали, лучше не ездить. Реакция – прямо противоположная циркуляру. Но все-таки страшилки подспудно действуют. Некоторые (не все) люди зашуганы и говорят вполголоса. Но важно другое – все, с кем я встречался, думают уже так же.

Ложь набирает обороты, и мы возвращаемся к системе советской «охоты на ведьм». При этом создаваемая ранее видимость «примирения» все более трансформируется в осуждение тех, кто противостоял «народной воле» в гражданской войне. Типичный пример тому – то, что мне показали при встрече с казаками ст. Качалинской (Волгоградская обл.)

Разрушенный Храм (взорвали его в 1942 г., якобы для использования стройматериалов для укрепрайона. Естественно, никто никакие материал в виде огромных глыб и щебенки от взрыва использовать и не мог бы) и рядом – памятник борцам с белогвардейцами, к которому школьников вновь стали водить для возложения цветов.

На этом памятнике доска, посвященная комиссару Бахтурову. Есть и улица в его честь. Отличится он тем, что, войдя в станицу вместе с перешедшими на красную сторону казаками, они облили атамана керосином и подожгли живьем. Атаману, принявшему мученическую смерть, памятник не поставили, а этому извергу продолжают нести цветы. И таких случаев – пруд пруди.

Взорванный Храм;  За развалинами Храма — памятник борьбы с Донской Армией; Мемориальная доска на памятнике

часть памятника

и

Улица имени комиссара Бахтурова.

Табличка висит на сохранившемся

здании станичного правления,

где и был сожжен Атаман станицы.

Но все-таки не все так плохо, как может показаться. Было и хорошее – это подъем национального самосознания и желание многих сбросить то ярмо, которое все туже хотят затянуть на наших шеях. Если казаки еще не потеряли чувство юмора, значит, не все еще потеряно. Ниже привожу текст записочки , которую мне дал один казак после нашей с ним встречи. В свое время мы с ним встречались в Еланской, а в этот раз встретились на юге Донской области. Он приготовил для меня вот такую листовку с просьбой раздавать ее всем тем, кто к нам приезжает. Вот ее текст:

ГОСПОДА КАЗАКИ!!!
С демократией и с демократами в казачестве пора кончать.  Однако с демократией в казачестве казаки покончить сами не в состоянии. Они так и будут кружиться. Есть такая болезнь – вертячка… Только и остается – ждать Атамана. А придет ли? Угу. Придет. Он не может не прийти. Явится и мы поймем, что это именно Он. А он потом начнет закручивать гайки. Самое главное – вовремя Его узнать. И не гавкать на него. Потому как он церемониться не будет – сразу даст по голове. А подставлять свою единственную голову под Атаманскую десницу как бы не рекомендуется. А как Атаман будет называться – совершенно не имеет значения. Хоть Генсек, хоть Президент, хоть Фюлер…
Я сам интеллигент, но я, кажется, потихоньку начинаю ненавидеть интеллигенцию. Я этих болтунов уже в наше время столько насмотрелся!.. Они способны парализовать все. Заболтать до смерти. Ему дают три минуты, а он балабонит час! И его никто не останавливает… Ушел, потом возвращается, недобалабонил! И снова балабонит – а все слушают! Они часами готовы на полном серьезе обсуждать, как правильно забить гвоздь в доску – вместо того, чтобы взять молоток и гвоздь этот забить. Любимые их слова – ну, давайте обсудим!..
Так! Трибуна устанавливается над резервуаром с гавном и оборудуется автоматическим люком с таймером. Три минуты, это 180 секунд. На 181 секунде люк проваливается… И еще там будет предусмотрен автоматический молоток – чтобы по пальцам дать, если за трибуну цепляться станет! А как иначе? Ну не водой же его смывать…
— А-а-а-а-а-а!!!!!  Хлюп!  И тишина. Ну, булькает там потихонечку, но никому уже не мешает.
Что, некрасиво? Пжлст! Иду навстречу! Над трибуной подвешивается блок с петлей, лебедка действует автоматически и включается таймером на 181 секунде. Выступающему надевается на шею петля, выбирается слабина – и пусть выступает сколько его душе угодно. За секунду до включения лебедки дается предупредительный сигнал. Первый и последний. Кто не успел – я не виноват! Автоматического молотка не надо, лебедка и так оторвет… трибуну только прикрутить покрепче,.. потому как иначе уволокет вместе с трибуной… и микрофон противоударный, чтоб сапогом не повредил…
— А-а-а-а-а!!!! хр-р-р-р-р…  Брык! Брык! Брык!.. Исчез под куполом.
Че, опять не так? Опять недовольные… Хорошо! Снова иду навстречу казачеству – ставлю на круге сразу две трибуны! Одну над резервуаром с гавном, а другую под блоком с петлей. И предоставляю каждому, кто желает выступить, право выбора! Видите, как я к вам непомерно добр! И мудр.  А сколько будет хохоту, представляете?  А как быстро и весело будут идти прения!..  А главное, их будут уже побаиваться и наконец-то возьмутся за работу.  За работу, казаки!

(…)

Совершенно верно заметил «Белогвардеец», связав состояние наших погостов с нравственным состоянием общества.  Приведу еще один пример. Вот сколько грязи вылили на нас, что мы, якобы, возвышаем немцев и принижаем советский подвиг в войне, при этом унижая советских солдат. Хочу этим доброхотам показать фото вот этого захоронения недалеко от ст. Качалинской. Сделали его немцы за свои деньги и содержат его за свои же.

Захоронение советских солдат;     Из 400 человек — установлено только одно имя…

***

Захоронение немецких солдат;  Установлены практически все имена погибших.

На этих кубах выбиты тысячи фамилий и имен немецких солдат.

А вот что сделано с главной святыней для советского солдата 2-й мировой – Мамаевом Кургане в Волгограде:На мемориальной земле в 370 га, вырезали 183 га и сдали под шашлычные, мойки, магазины, автосалоны. Зато все орут «Победу не отдадим!»

Разрушенный памятник советским солдатам в Химках (Московская обл.)

Там же, разрушенный памятник советским воинам на городском кладбище.

Разрушенный памятник летчику В.Ф. Пойденко

в Апрелевке (Московская обл.);

 Этот памятник стоял в Ставрополье.

А это то, что от него осталось…

«Бесхозный» памятник погибшим в ВОВ

в Минусинске (Красноярский край)И т.д. и т.п…

Зато зажравшаяся власть и их прихлебатели ежегодно 9 мая орут о Вечной Памяти погибших, а в промежутках борются с «фашистами» и «экстремистами». (2011 г.; см. полностью на форуме здесь )

 

***

(…) К сожалению, из всех запланированных ранее мероприятий, связанных с празднованием 150-летия со дня рождения А.М. Каледина в Новочеркасске, состоялась только конференция, организованная сотрудниками музея «Донского казачества», на которой прошла презентация книги , в которую были включены письма А.М. Каледина к своей супруге в период с 1915 по 1917 год. В книге представлены и фотографии Атамана, которые ранее нигде не печатались. Жаль, что на данной конференции были в основном только научные работники, да один кадетский класс. Казаков практически не было. Но все равно выход данной книги – приятное и важное событие.

12 октября в х. Каледин (ныне Блинов) состоялось открытие памятного камня с памятной надписью о том, что на данном месте находилось родовое имение Каледина А.М. Данный памятный камень был установлен стараниями атамана и казаков Усть-Медведицкого округа. На открытие пришли дети из казачьей школы, часть казаков округа, наш казаки с Еланской, а также ряд казаков, которые приняли наше предложение о поездке в х. Каледин с других мест.

Несмотря на отсутствие пышных торжеств, все прошло благолепно. Поговорили о сегодняшнем состоянии казаков и тех организаций, в которых они состоят, помянули Атамана – царствие ему небесное.
Грустно, что практически по всем станицам на Дону данный день прошел практически незамеченным, потомки казаков в основной своей массе не вспомнили о столь важном юбилее своего Атамана, как и Покров – войсковой праздник донцов – отметили не все станицы и казаки.

Конференция и презентация книги в Атаманском дворце г. Новочеркасска:

Открытие памятного камня на месте нахождения родового имения Каледина А.М.:

 

 

 

Печальный курган (место, откуда провожали казаков на службу).

 

На могиле Калединых

 

На обратном пути проезжали один из хуторов и увидели вот это:

Что примечательно, венки продолжают возлагать всем хутором, а сзади «памятника» облик того, до чего «этот герой» довел донскую землю — разваливающиеся контора и школа.

  (2011 г.; см. полностью на форуме здесь )

***

В прошедшую поездку на Дон я заезжал в хутор Верхний Пиховкин в гости к нашему казаку . От того, что представлял собой хутор в прошлом, мало что осталось. Зато ярко видны «успехи» сегодняшнего дня. Газопровод проходит буквально в 10 метрах по окраине хутора далее на юг, а в хуторе не газифицирован ни один дом. Стоявший до большевиков Храм разрушен и остались только бугорки да разбросанный камень.
Слава Богу, казаки на месте Храма установили Крест. А вот клуб — ничего себе — стоит и охраняется двумя идолами, олицетворяющими не только ушедшую эпоху, но и нынешнюю: гордо смотрят они на раскинувшуюся пред их взором разруху, учиненную сподвижниками их бредовых идей.

 

Место расположения Храма

Воздвигнутый Крест

 

Маркс на охране левого подхода к Дому Культуры; Ленин — с правого подхода;  Центральный проход между двух истуканов.   (2012 г.; см. полностью на форуме здесь )

***

Впечатление от встреч на Дону в августе текущего года (с 21 по 21.08.2012 г.) — можно сказать, хорошее.  В начале поездки мы встретились с представителями Гниловской станицы г. Ростова и руководителями и активистами ряда общественных организаций г. Ростова.  Встреча была организована по их просьбе с целью провести более обстоятельный разговор о создаваемом политическом движении. Что было положительного и отрицательного (на мой взгляд) в данной встрече:
— Положительным явилось то, что казаки, наконец-то, осознали, что без созданной ими политической силы, поставленные задачи не решить. Реестровое движение (а многие из них в нём и состоят) данные задачи не решает и ситуацию коренным образом не улучшает. Все, без исключения, также понимают и тот факт, что дальнейшее растаскивание казаков по их многочисленным организациям, никакого толка не даст, а уже сегодня дает прямо противоположный эффект, когда вновь создаваемые казачьи организации по факту не имеют уже родовых казаков вообще, кроме как упоминания слова «казак» в названии. Радует, что сознание казаков сдвинулось с мертвой точки несбыточной надежды на возрождение извне и всё более устремляется на развитие собственными силами, изыскивая в своей среде людей способных данное развитие организовать и направить. Все прибывшие представители заверяли, что вопрос вхождения в создаваемую партию они рассмотрят со своими казаками до конца августа и о принятых решениях сообщат в Оргкомитет.
— Отрицательным (опять же, на мой взгляд), пока во взглядах является ещё закостеневшая личностная неприязнь между представителями той или иной организации. Безусловно, вдалбливаемая в сознание всё предшествующее время прежними лидерами собственная исключительность и верность выбранного пути – так быстро не исчезнут, но необходимо как можно тактичней начать общение между собой. Полить нас всех грязью, напридумывать о каждом из нас лжи – того в нашей жизни хватает предостаточно и без казаков. Нам же необходимо вернуться к понятиям уважительного и достойного поведения и общения, когда даже возможные разногласия обсуждаются не холуйским визгом и холопским злословием, а по-казачьи твердо, без истерик и взаимных уколов. Я думаю, что конец встречи, даже при непримиримости некоторых присутствующих казаков меж собой, был именно таковым – говорили без хамства, по существу и уже без лишнего словоблудия.

  

Там же, в Ростове, по просьбе местных краеведов и представителей общества охраны памятников, съездили посмотреть разрушающийся дом Врангеля. Впечатление, конечно же, удручающее. В свое время, через Общество, мы предлагали его передать (или продать) нам для восстановления и устройства в нем выставки, посвященной семье Врангеля (которая в нем жила) и самому Главнокомандующему Русской Армии. Но не получили никакого ответа. Прошло 4 года. За это время он сильно обветшал и начал попросту разваливаться.  Удивляет абсолютное бездушие горожан, общественных организаций, которые, зная о том, ЧТО представляет из себя дом – и не предпринимают никаких мер. Договорились еще раз попробовать обратиться с просьбой в МП, которой администрация города и передала этот дом, рассмотреть наше письмо. Возможно, в скором времени, что-то и решится.

Последующие встречи происходили уже в Еланской. В разные дни приезжали представители двух городов Ростовской области в составе мэра, реестрового атамана и один — со священником благочиния, с казаками, являющимися авторитетными лицами в этих городах. А также казаки и глава района из Волгоградской области. Конечно же, в каждой из этих встреч были свои особенности, но общих вопросов было куда больше – на них и остановлюсь.

Во-первых, все эти главы администраций были выбраны как самовыдвиженцы, не принадлежащие ни к одной из существующих партий; и рассказывали они о тех проблемах, которые стояли перед ними до выборов, и тех, которые стоят сейчас, когда их бюджеты полностью зависят от того, как отнесется к ним областное руководство. И встает очевидный вопрос «что делать?» : пресмыкаться перед руководством либо вести независимую политику и оставаться без средств.
Конечно же, поднимался и вопрос будущего Реестра в связи с намечающимися выборами Атамана реестра и те вопросы, которые касались создаваемой партии.
Опять –таки, положительным в данных встречах явилось , во-первых, то, что я писал и ранее по встрече в Ростове : казаки выходят из спячки и уже не верят в благие уверения, что все наладится само собой без их участия. Все, ранее вбиваемые в головы стереотипы, спадают и вперед выходят не «бравые» крикуны, ратующие за предоставление мифической госслужбы, а здравомыслящие лица, осознающие главное: изменить власть к лучшему, можно только став этой властью, выдвинув в нее своих лучших представителей.

Во-вторых, оговаривая вопросы экономического развития возглавляемых регионов и создание финансовых средств для плодотворной работы, они согласились, что садиться на «иглу» областной поддержки в ущерб собственной самостоятельности – нельзя. С одной стороны должны быть разрабатываемые и эффективные программы, которые по закону должны быть поддерживаемы и федеральным и областным бюджетом – и бескомпромиссно и твердо добиваться выделения финансирования на них, используя общественную поддержку проживающего там населения. А во-вторых, необходима разработка собственных, внутренних программ, использующих ресурс того места, где они находятся, с привлечением доп. средств от тех, кто сегодня в других регионах, имея эти ресурсы, подвергается административному давлению и вынужден преодолевать препоны силовиков. Создавать привлекательные условия для бизнеса – и не просто создавать эти условия – а всячески его поддерживать и оберегать. О ряде таких проектов мы говорили более подробно.
Что из этих встреч мне представилось еще недоработанным: во-первых, отсутствие в их окружении профессионально подготовленных людей — либо замов, либо руководителей, — связанных с перспективным развитием региона в области экономического выстраивания взаимоотношений предпринимательской среды и административного кадра, когда привлекаемые специалисты отраслевых направлений разрабатывают и предлагают региональные экономические и производственные проекты с обеспечением системы реализации производимой продукции, востребованной как в регионе, так и в федерации. И когда данные проекты осваивают и реализуют совместно ряд предпринимателей своими совокупными финансовыми средствами, не разбазаривая их в мелкий и порой малоэффективный бизнес.

Конечно же, проблемным остается вопрос взаимоотношений администраций, состоящих из людей, не входящих в «Единую Россию» и силовыми ведомствами, находящимися на территории данного региона – полиции, прокуратуры и т.п. Там, где у власти единоросы – там полная любовь, дружба и взаимопонимание; там, где –самовыдвиженцы, да тем более, не совсем лояльные к областной администрации – там работа под микроскопом данных ведомств, порой не только мешающих работе, но более парализующих.  Но главным, все-таки, остается то, что постепенно проявляются казаки, не боящиеся всесилия системы, идущие против нее, чтобы улучшить жизнь в своих регионах. Это очень ценно. Это и есть те золотые крупицы, которые и необходимо собрать все воедино, в общее дело. В один из дней также прошла встреча с казаками-активистами, протестующими против разработки никелевого месторождения в Воронежской области около устья реки Хопер. По данной встрече и ее результатам я написал в другом разделе форума в новой теме о «противостоянии на Хопре».

Очень радостной была встреча с двумя казаками-братьями Абакумовыми из ст. Казанской. Один из них является подполковником полиции и замом УВД по Верхнедонскому району. Бегло мы уже встречались с ним раньше, когда я знакомился с краеведческими музеями на Верхнем Дону. И тогда на окраине станицы я посетил музей, который располагался в полуразрушенном старом курене и который, как впоследствии выяснил, и был создан подполковником полиции Георгием Николаевичем Абакумовым.

Тогда меня это удивило, — казалось бы, человек из ведомства, не совсем близкого к подобным делам. Но он настоящий казак и этим все объясняется. Так вот, в этом году им выделили новое помещение практически в центре станицы у моста через Дон. Он обратился ко мне с просьбой оказать помощь в формировании зала, посвященного 200-летию Отечественной войны 1812 года и участия в ней казаков. Мы предоставили экспонаты для данного зала – часть для временной экспозиции – манекены, оригиналы документов, литографий и открыток, а часть передали в дар на постоянное экспонирование. При перевозке в оформляемый в ст. Казанской музей наших экспонатов я, по приглашению Г.Н. Абакумова , поехал посмотреть на то, что ими сделано и был приятно удивлен этим сделанным. Обшарпанная водная станция превратилась их трудами в настоящий богатый курень, в котором разместились экспонаты, собранные Георгием Николаевичем лично.

 Все увиденное и сделанное было очень добротным, а главное, осуществлено с любовью к тому, что созидалось. После осмотра совместно с братьями Абакумовыми мы поехали в х. Скельновский, где ранее ими были обнаружены наскальные рисунки, датируемые 3-м тысячелетием до нашей эры.

 

Эта уникальная находка мало известна многим на Дону, но имела широкую известность в научных кругах (это, конечно, удручает). В связи с этим открытием вышла книга, описывающая данные рисунки и объясняющая их.

Решив уже посвятить весь день стародавним объектам, находящимся в Верхнедонском районе, мы отправились в монастырские катакомбы х. Демидовского и ст. Мигулинской. Но здесь я еще бы раз хотел коснуться той подвижнической деятельности братьев Абакумовых и жены одного из них, являющейся директором музея. Случай, когда подполковник милиции так близко к сердцу принимает историю своего края и не только принимает, но еще и все свое свободное время отдает изучению этой истории и своими находками делится со всеми казаками района – у меня на памяти единственный.
Хочу пожелать им успехов в их нелегком труде, исполнить задуманное и успеть сделать все к открытию уже намеченному на сентябрь-месяц. А Георгию Николаевичу еще и пожелать успехов в его будущей деятельности, т.к. он подал рапорт об увольнении с полиции и зарегистрировался кандидатом на пост главы одного из «поселений».

 Первым объектом посещения стали катакомбы вблизи х. Золотарёв (ныне уже обезлюдевшего), называемые Демидовскими пещерами (по одноименному названию хутора, который пока еще силится выжить). Находятся они на бело-глинянном крутояре высоко над Доном. (фоторяд приведен в сокращении; в полном объеме см. на форуме здесь)

 

Раньше здесь было три входа в разных уровнях горы, сейчас остался только один — и тот полузасыпанный, но вползти можно спокойно.

 

Внутренние ходы и помещения представляют из себя многочисленные кельи (очень малого размера 1,8 х 1,5 м) , соединенные ходами и более просторными помещениями, видимо, использовавшимися для общей молитвы

 

Из довольно скудных исторических справок — «Демидовские пещеры» относятся к началу XIII века, когда монахи, создав пещерный монастырь , поселились в нем. Т.к. именно в этот период известны передаваемые предания по обращению данных монахов к казакам о выделении им земли для хозяйственных нужд , которая впоследствии была предоставлена, а в монастырь стали вступать престарелые казаки, вдовцы или бездетные.

В них молились наши предки и это чувствуется душой, как и ощущается прямо противоположное – мерзость запустения и глупость творчества наших современников, исписавших все своды и кельи скабрезностями. Причем, основная масса этого современного «творчества» датируется 60-ми, 70-ми и 80-ми годами. Редко-редко 90-ми.
После 90-х – рушатся два входа. Один из обрушенных входов можно видеть на фотографии:

Путь к пещерам со стороны этого входа стал малодоступным и спрятан он в зарослях дубравы. Да и видно исчезнувший рядом хутор Золотарёв, оттуда, скорее всего, и была большая часть «писарчуков», — он канул в вечность, оставив после себя эти остовы домов («Господь поругаем не бывает»).

Вторым пунктом нашего маршрута стали Мигулинские пещеры, находящиеся невдалеке от ст. Мигулинской. Их состояние немногим лучше, чем Демидовских пещер внутри, но входы в них практически все засыпаны. Существует один, который расположен на глубине выкопанного колодца около 2 метров от площадки и который довольно узок, так, что опустившись на дно колодца приходится просто ползком влезать во внутрь несколько метров, спиной касаясь свода.

 

Дело в том, что в конце 80-х годов местные «предприниматели» решили в монастырских пещерах устроить овощехранилище. Просверлили сверху пещер отверстие для вентиляции – тут же мел внутри стал сыреть и крошиться, обваливая своды и разрушая вход, который вскорости и обрушился. Другой вход местные чернокопатели подорвали ради интереса найденными со времен Второй мировой войны снарядами. Засыпан был оползнем и третий вход, но любители-спелеологи выкопали в этом месте колодец, о котором я писал выше.

Протиснувшись внутрь пещеры из колодца, мы увидели такие же засыпанные ответвления вправо и влево, а пролезая чуть дальше, мы попали в просторный коридор, который напоминал систему проходов и размещенных по бокам келий прежнего пещерного монастыря. Не избежал и Мигулинский пещерный монастырь тех же современных «граффити».
Но внутри сохранились еще нарисованные кресты в часовенках и молитва, написанная на стене одного из коридоров. Везде у входа в кельи выбиты адамовы головы, некоторые сохранившиеся, некоторые – безумцами разбитые. А некоторые использовались как хранилище окурков – идиотизм побывавших здесь варваров пестрит разным уродством: то на кресте нарисуют звезду, то надписи, которым место на помойках.

Но самое страшное произошло в 60-е – когда иконы, писанные прямо на стенах, выпиливались бензопилами и вытаскивались наружу .
Мел, на чем были написаны иконы, тут же высыхал, иконы трескались и рассыпались в прах. Некоторые «старатели» решили обмануть природу и Бога и сдирали писанные иконы, отделяя слой краски, как холст, с мела. Но также , попадая во внешнюю среду, они высыхая, превращались в прах. Именно увиденное варварство показало, какое общество создавалось большевизмом и каковым, благодаря им, оно стало. Но это никак не могло приглушить того светлого чувства, что ощущалось в пещерах – мощь веры и молитвенный подвиг находившихся в этих пещерах монахов. Удивительно, но это ощущалось каждой клеточкой тела. Не хотелось ни говорить, ни замечать всю ту мерзость, что была на стенах; здесь были и молились наши предки – только это и было в голове. По преданиям, данный монастырь был организован чуть позже, чем в Демидовских пещерах, и уже состоял в основном из монахов-казаков, и по времени сродни ст. Мигулинской, а ей уже более 600 лет.

 

Ну и как всегда, столкнулись с другим видом вандализма – все более и более уничтожающим прибрежные зоны Дона: бытовой мусор:

 

Я уже какой год наблюдаю за происходящим на берегах Дона и все больше вижу загрязнение его берегов. Тут же вспомнилось недавнее рвение Шолоховской прокуратуры по сносу у нас забора вокруг планировавшегося детского лагеря. Как они целеустремленно боролись за экологию прибрежной зоны, абсолютно не замечая того, что творится у них под носом. Кучи мусора вдоль берега теперь уже дошли и до мест, где ранее нельзя было найти и фантика.
За день до этого я ездил на хутор, где жила моя бабушка, уничтоженный в 50-х годах, — Красный Яр. Место удивительно красивое – старое русло Дона, впадающая в Дон речка Тихая и так называемая Золотая коса — между р. Тихой и старым руслом Дона. Посидел на бывшем подворье, вышел на берег Дона… то, что увидел на некогда золотой косе — поразило до глубины души! Весь берег засыпан мусором и отходами гулянок подвыпивших туристов и местных отдыхающих.

А ведь еще 2-3 года тому назад подобного и в помине не было. Еще один пример эффективности прокурорского реагирования: когда нужно системе, а когда — нет.
Но вернемся ко дню, когда мы решили осмотреть исторические места Верхнедонского района.

В промежуток между поездками в пещеры, мы заехали в ст. Мешковскую на бугор, где ранее стоял Свято-Покровский Храм.
Это был великолепный и очень большой Храм, построенный казаками на собранные в станице и близлежащих хуторах деньги, без всякого спонсорства и пожертвований.

Удивителен это Храм был и тем, что, стоя высоко на бугре, рано утром, когда с речки Тихой поднимался туман и первые лучи солнца освещали купола Храма, ехавшие в станицу, видели удивительное зрелище – Храм со сверкающими куполами и колоколами, парящий на облаках. Домов в низлежащей местности видно не было, а был виден только туман в виде облаков и как бы парящий на них Храм.
Ощущение было поразительным и многие, даже уже в советское время, видя это, невольно осеняли себя крестным знаменем. И вот, это великолепие и сгубило Храм, переживший и выстоявший в лихолетья Гражданской войны, расказачивания, безбожных пятилеток и Второй мировой. Местные советские и партийные органы в 1955 году, чтобы не смущать этим великолепием взоры людей, и чтобы Храм не застилал взгляд в будущее построение коммунизма, решили Храм взорвать. И взорвали.
Рухнувшие многотысячные тонны битого кирпича и железа затем выгребали экскаватором и перевозили на подсыпку дорог района (может, поэтому у нас и нет хороших дорог), а когда добрались до пола, то увидели, что плитка, покрывавшая пол, практически осталась целой. Я видел эти плитки – часть их сохранилась в отвалах дорог, и собрал их . Куда сегодняшнему керамограниту до их прочности! А делалась она более 150 лет назад. Как и тому клею, на который она была посажена. Ее крепость поражает, а красота удивляет. Тут же вспомнилась советская плитка, которую я клал в свое время и которая рассыпалась в руках.

 

Сегодня на месте стоявшего Храма, казаками поставлен памятный Крест и это все, на что у них хватило средств; конечно, о восстановлении Храма силами самих проживающих – не может быть и речи. Вот здесь явственно видна разница между достатком казаков, живших в 19 веке, когда строился Храм на свои деньги, и достатком их потомков в 21 веке, хватающего лишь на то, чтобы установить всего лишь скромный крест – как знак былой святости данного места и былой достойной жизни самих казаков.
И мне до сих пор не понятно, как в наших станицах еще стоят эти чучела на пьедесталах, а их именами названы наши улицы?! Уму не постижимо. Им, уничтожившим нашу веру, весь наш уклад, достоинство, до сих пор находят оправдание и скулят о необходимости признания их проступков – нашей Историей. (2012 г.; см. полностью на форуме здесь )

***

Покидая станицу Вешенскую после суда, я заехал по дороге в ст. Казанскую, где Георий Николаевич Абакумов, о котором я писал ранее (см. выше), должен был уже закончить подготовку музея к открытию. Прибыв в музей, был впечатлён той работой, что смогли провести братья Абакумовы со своими помощниками. Из представленных нами для музея экспонатов, они сделали хорошую выставку к 200-летнему юбилею Отечественной войны и посвященную казакам , в ней участвовавшим, а также практически полностью подготовили другие залы. Особой гордостью Георгия Николаевича является зал, где он самолично собрал экспонаты, отражающие всю древнюю историю донского Края, начиная от первобытных людей и кончая временами постоянного жительства казаков на данных землях.  В добрый час новому музею!

Зал, посвященный Отечественной войне

1812 г.Манекен из собрания музея ст. Еланской.

Горница казачьего куреня.

 

 

Экспозиция, посвященная периоду появления первых людей на Дону; Г.Н. Абакумов перед экспонатами, собранными лично;  Экспонаты, собранные Г.Н. Абакумовым.

(2012 г.; см. полностью на форуме здесь )

***

Чуть ранее я писал о Музее, созданном силами энтузиастов, возглавляемых Г.Н. Абакумовым в ст. Казанской (см. выше). Это — действительно большая редкость в наше время, т.к. в подавляющих случаях, подобного на Дону не наблюдается, да и судя по всему, не поощряется администрацией, как это ни странно.
В тот же день по дороге в Подольск, после суда в Вешенской, я, кроме станицы Казанской, заехал и по приглашению в хут. Ольховчик, что в Чертковском районе (соседнем районе с Верхнедонским).
Там ситуация – прямо противоположная той, что я описывал в случае с Казанской. Семья Пушкарских : муж – Николай Николаевич, жена Наталья Николаевна и двое их детей, уже 16 лет занимаются сбором документов по истории их хутора, окружной станицы и близлежащих хуторов. За годы поисков ими собран огромный исторический архив, включающий в себя родословные донских казачьих дворян Грековых, которые жили на этих хуторах, старые карты, документы и т.п. Собраны ими и многие предметы, относящиеся к быту донских казаков в данном регионе.
Но кроме выделенного небольшого помещения в клубе, который весь буквально трещит по швам и который уже не отапливается порядка 10 лет,ничем иным администрация района и сельского поселения, насчитывающего более 1800 человек, помочь не захотела. Собравшиеся депутаты даже не стали рассматривать вопрос об оказании помощи по созданию краеведческого музея. А ведь весь доход семьи Пушкарских составляет 15 тыс. руб. ( 10 тысяч рублей получает муж, и около 5 тысяч — его супруга), которые они, кроме необходимых трат на семью, умудрились использовать для оплаты всех этих документов и т.п. Удивительно и то, что Наталья Николаевна, не будучи уроженкой данного хутора (приехала с Кубани, выйдя замуж за Николая Николаевича), собрала всю историю данного хутора сама, переписываясь много лет с различными архивами и фондами. Историю, не известную ни самим коренным жителям, ни их детям. Обо всем, что собрала – рассказывала на встречах и с хуторянами и с местными властями, но никого это не заинтересовало, и она сама так и продолжила заниматься исследовательской деятельностью, тратя свои сбережения на тот или иной запрос или документ.
Это — удивительные люди, влюбленные в свой родной край, в свой хутор, стремящиеся передать эту любовь, историю предков, живущих здесь еще с 16 века, другим. А другие –не только задаются вопросом: «а зачем нам это надо?», а еще и злословят : что это, мол, они себе «теплые места» хотят выбить за бюджетные средства; либо несут еще большую ересь: что сегодня это вообще никому не нужно, а их дети все равно в хуторе жить не останутся и зачем им тогда вообще нужна история этого хутора.
И несмотря на такую пассивность многих, все более граничащую с враждебностью, я увидел в этой семье еще те сохранившиеся крупицы достойных людей, которых и необходимо собирать с большой тщательностью и бережливостью.

 

Дом Культуры хутора Ольховчик;  Выделенная в Доме Культуры хутора Ольховчик комната для музея, которая приведена в порядок и отремонтирована силами семьи Пушкарских вместе с их детьми.

 

Кинозал Дома Культуры с оставшейся до сих пор советской символикой;  справа: Собранные Натальей Николаевной Пушкарской экспонаты. Портрет первого Грекова, владевшего землей вблизи хутора. 

Наталья Николаевна показывает таблицу, которую они с мужем составили, исходя из статических данных переписи Войска Донского по близлежащим хуторам.
Родословная Грековых, составленная Н.Н. Пушкарской.

Диплом, которым была награждена дочь Пушкарских — Виолетта.
Я в гостях у семьи Пушкарских — Николая Николаевича и Натальи Николаевны.   
(2012 г.;  см. также тему Энциклопедии «Казачество: состояние населенных пунктов…»; также полностью см. на форуме здесь )

***

Я уже писал два года назад о Дне хутора Варварина в одном из своих сообщений: » За несколько дней до конференции казаки впервые совместно участвовали в Крестном ходе; совместно расчистили на месте Храма в х.Варваринском десятилетиями лежащую свалку и водрузили на ее месте Крест, проведя в честь стоявшей на данном месте церкви Архангела Михаила — день хутора , не привязывая его к вымышленному для хутора дню.»

В этом же году, в конце сентября, за день до приезда в Еланскую участников IY Всемирного конгресса казаков , я был приглашен на День хутора Варваринский , откуда родом был мой дед, и в котором я проводил все свои каникулы, будучи еще мальчишкой – у родственников дедушки.  Конечно же, хутор постарел своим населением и значительно обезлюдел. Проживает всего около 100 человек (но это даже больше, чем в ст. Еланской, практически вдвое), однако, того, что было на моих глазах в 60-70-е годы (когда только одной ребятни было под сотню), того уж нет. Но осталось то теплое, что вспоминалось из детства – отношения между собой живущих в хуторе.
Находящийся на окраине Шолоховского района, он не обласкан вниманием администрации района, в нем также нет газа, хотя магистраль газопровода, идущая на Кавказ для отопления аулов, проходит по краю хутора. 
В нем так же люди выживают из последних сил и так же , как в ст. Еланскую, дорогу так и не проложили. И несмотря ни на что, люди живут, ростят детей, и оставаясь в родном хуторе, вынуждены выезжать на заработки — то в Москву, то в Ростов, не находясь дома месяцами.  Но на день хутора съехались практически все, кто мог. Посмотрите на эти лица – несмотря на все напасти, они радостны и обращены с надеждой в будущее.

 

Из казачек и детей-казачат организован фольклорный коллектив.
А это — клуб хутора. Конечно же, денег на его ремонт у администрации и государства не нашлось. Зато нашлись деньги для работы прокуратуры и всех комиссий, изыскивающих экстремизм в Еланской.

 

 

Не волнует такое положение с культурой в районе и Афанасьева (см. тему Энциклопедии: «Мемориал. Противостояние власти. Хроника противостояния), вместе с зам. Главой администрации района – Каргиным, ответственным за культуру. Их тоже волнует только то, что делается в Еланской, с придумыванием все новых небылиц о происходящем там; бросая на это все свое усердие и все силы, свои прямые обязанности им исполнять как-то, видно, не с руки. 
Как не с руки было выполнять те же самые свои обязанности и по другому клубу – в х. Мрыховский – где располагался самый замечательный казачий коллектив, являющийся учителем всех казачьих коллективов на Дону – мрыховский фольклорный коллектив под управлением Ольги Васильевны Пономаревой, кстати, дальней моей родственницы по дедовским корням, как выяснили мы позже при личном знакомстве.
Клуб не отапливался более двух лет и постепенно приходил в негодность, а знаменитому коллективу – лауреату многих конкурсов и призеров многих фестивалей — приходилось находится в насквозь промерзшем помещении клуба. И вот, после всего увиденного и той «работы» по поддержанию культурного наследия, хочется спросить у ответственных и «болящих» за эту культуру: «Не стыдно ли?» (2012 г.; см. полностью на форуме здесь )

***

В нынешний мой приезд на Дон [2013] было довольно много событий, о которых я решил кратко рассказать участникам форума.

— Во-первых, это приобретение и установка колоколов на звонницу Храма Святителя Николая Чудотворца. Созданный нами попечительский совет Храма, за прошедшие два года смог , постепенно собирая средства, вначале капитально отремонтировать кровлю Храма, затем заложить все разрушенные проемы в самом здании и вот, в этом году, купить колокола. Впервые за прошедшие 90 лет в станице прозвучал колокольный звон со вновь ожившей звонницы Храма.

 

 

 

Как всегда было много встреч. Для обсуждения дальнейших совместных действий к нам вместе со своей семьей приехал Атаман ст. Каменской В.Ю. Чеботарев

Вячеслав Юрьевич не входит со своими казаками ни в одну из существующих официальных казачьих структур, а собрал вокруг себя казаков и создал Каменскую казачью общину (кстати, его сын присылал нам ранее сообщение по той ситуации, что сложилась на сегодняшний день в Каменской  ). Он многое делает для вовлечения казаков в систему управления своим Краем, стараясь оградить его от разора, наносимого бездумными действиями местной администрации. Среди прочего он стремится окончательно пресечь уродливое деяние чиновников по уничтожению окружающих станицу Каменскую степей. Дело в том, что вокруг Каменской находится очень много незаконных карьеров по добыче камня, территория которых после выработки превращается в глубокие нерекультивируемые ямы и за ненадобностью бросается. Вся степь покрыта этими язвами. А «узаконили» это варварство ушлые руководители района. Они сдают в аренду земли под ЛПХ. Взявший землю в аренду, под видом строительства, из этой земли выбирает весь камень, а затем отказывается от аренды и бросает участок. Таким образом, добыча камня происходит безо всякого оформления, связанного с необходимостью получения лицензии, разрешения на разработку недр и т.п.

Главой Каменского района является некто Кольжанов Н.Б., еще в конце 90-х годов он собирал вокруг себя бывших активных партийцев, чтобы настраивать живущих в Каменске против казаков, говоря им, что казаков ни в коем случае нельзя допускать до власти, они будут нас, иногородних, выдавливать и притеснять. Сегодня, кроме того, что он – глава района, он же и является Атаманом Донецкого округа (реестр) (!?)
Естественно, став атаманом, он и подбирать в реестр стал тех, кто ему ближе, так, в Лихой – часть казачьего реестра – армяне.

Сын Вячеслава Юрьевича – врач в Каменской, офтальмолог, что является довольно редкой специализацией в медицине, однако, его зарплата – всего 8 тысяч рублей, при том, что главврач той же местной больницы и чиновники от медицины получают от 50 до 100 тысяч рублей. Прожить молодой семье на эти деньги довольно сложно и Иван думает уходить с работы.

Интересный факт поведал Вячеслав Юрьевич в беседе.
Его мама – Чеботарева Екатерина Михайловна, участвовала в съемках «Тихого Дона» — ее видно в кадре, когда Григорий справляет свадьбу с Натальей. Она вместе со своими подругами по казачьему хору играла песни в эпизодах данного фильма.
Вспомнил он и о горестных эпизодах жизни его дедов и бабушек – лагеря, выселения и т.п.
Прискорбно и то, что до сего дня центральный Каменский стадион находится на месте старинного казачьего кладбища. И когда копают траншеи под те или иные коммуникации, то обязательно выкапывают и человеческие кости. Удивительно, но подобное творится в очень многих станицах на Дону. В той же Клетской – там также стадион на месте кладбища.

И до этой встречи и после, когда уже на неделе приезжали другие казаки, я еще раз увидел в них, что живы казаки! Не смирились они с подменой, которую приготовил им реестр. А гуртуясь меж собой, они продолжают нести ту ответственность за свою землю, что несли и их предки. И пусть их не так уж и много, но это – соль нашей донской земли и даст Бог, она станет вскоре тем цементирующим ядром, которое не будет разбито и уничтожено окончательно.)

По другим встречам хотел бы остановиться на приезде кубанских казаков станицы Староминская.
Это одна из самых больших станиц на Кубани, называемая «Северные ворота Кубани», численностью около 35 тысяч жителей. Приехавшие казаки и их Атаман – Бакуменко Николай Федорович, также не входят ни в одну из официальных казачьих организаций, а создав свое казачье общество, так же, как и каменцы, собирают вокруг себя казаков, с целью восстановления своих прав на своих землях. Николай Федорович зарегистрировался кандидатом на выборы главы Староминского сельского поселения и будет участвовать в данной борьбе вместе со своими казаками.

Среди прочего рассказали они и о том, что творится на Кубани. Парадные и бравадные реляции губернатора, о том, что казаки контролируют ситуацию на Кубани, ничего не имеют общего с тем положением, что реально там существует.
Показуха дошла до того, что все чиновники, вне зависимости от того, где они родились и к какому народу они принадлежат, записаны в казаки. Кроме того, создан женский казачий батальон, из тех сотрудниц, что работают в муниципальных организациях, загнав их в этот батальон силком. Всем им пошили «нарядную» а-ля казачью форму и теперь они принимают участие во всех парадах, организуемых губернатором.
Дошло до того, что в Абинске в казачьей школе два начальных класса : один цыганский, другой – армянский (!?)
Интересные данные поведали казаки по казачьим дружинам в той же станице Староминская. В дружину входит 15 человек, из которых 8 – бывшие полицейские, не прошедшие аттестацию; 4 – бывших судебных приставов; и трое из бывших офицеров — ни одного казака.
Неплохая для станицы зарплата в 25 тыс. руб. выплачивалась последний раз за апрель, сейчас задерживается, и дружина, скорее всего, рассыпется.

Кроме упомянутого женского казачьего батальона в районе реестровиков насчитывается около 290 человек, хотя, на поверку, «живых душ», приходящих на круг, около 20.
Отдельным вопросом и даже более острым, чем на Дону, является экспансия кавказцев. Имея поддержку со своих республик, они скупают в станице и районе все объекты и земли, имеющие более-менее экономически значимые перспективы. Уже сейчас они влияют на власть довольно сильно, но уже и одним этим простым влиянием не ограничиваются, а напрямую входят во власть — через депутатство, работу в администрациях и т.п. Ну, в общем-то, как и везде.

Станица Староминская, как и многие другие станицы в период расказачивания и голодомора, также была включена в «черные доски». После проведенных выселений и геноцида в станице оставалось не более 15 процентов коренного населения, чудом избежавших репатриации. Но и здесь еще казачий дух полностью не уничтожен и то, что делают казаки и Атаман Бакуменко Н.Ф. — тому подтверждение. Пожелаем ему на предстоящих выборах победы и достижения той цели, которую казаки ставят перед собой.

Я думаю, будет интересна и информация, которую мне поведали фермеры и руководители сельхозхозяйств в Шолоховском районе, когда на встречах с ними, они невесело рассказывали о своих делах. После трехлетних небольших урожаев прошлых лет из-за засухи, в этом году урожайность была выше, но радости от этого никто не испытал. Цены на сельхозпродукцию за лето обвалили на 30-40 процентов:

(первая цифра — 2012 год; вторая цифра — 2013 год, в руб/кг)
Пшеница: 7 / 5,15
Подсолнечник : 17 / 10
Овес : 6 / 3,8
Кукуруза: 8 / 5

И т.д.

Явно, что ни хлеб, ни подсолнечное масло в магазинах дешевле не станет на те же 30-40 %, а наши сельхозпроизводители опять заплатят как всегда «за всё и за всех».
Придержать сельхозпродукцию до лучших цен ни у кого нет возможности. У мелких фермеров нет обустроенных для этих целей помещений. У крупных хозяйств, начиная с момента уборки подходят сроки возвращения взятых в банках кредитов на посевную.

Надо сказать, что по этим кредитам и финансирующим сельхоздеятельность банкам в этом году вообще творится полный беспредел. Процентная ставка с учетом всех затрат на обслуживание кредита и т.п. доходит до 22 %(!) — и это для сельхозпроизводителей, живущих от урожая до урожая еле-еле душа в теле.

Отсутствие оборотных средств с самого начала деятельности практически всего агропромышленного комплекса в РФ подсадило все хозяйства на финансовую иглу безжалостного оббирания сельхопроизводителя банковскими структурами. В год среднее хозяйство берет кредитов на сумму около 15-20 млн. на закупку посадочного материала, солярку и т.п. Процентная ставка банка забирает практически всю прибыль сельхозпроизводителя в 3-4 млн. в виде процентов за пользование кредитом. И хозяйство вновь остается к началу следующего года на «бобах». И так из года в год. Если удается собрать урожай чуть больший, который смог бы поправить положение в хозяйстве, тут же снижают закупочную цену и хозяйство вновь в итоге по нулям – это в лучшем случае. 

Меня всегда поражала такая ситуация и я никак не могу понять, почему правительство, наверняка, осознавая пагубность такого «кругооборота» в сельском хозяйстве не решит его , в общем-то, довольно простым методом. У нас есть резервный фонд, фонд стабилизации и куча других фондов, размещенных в ценные бумаги иностранных государств под процентную ставку от 0,5 до 1,5 %. ПОЧЕМУ часть этих средств не предоставить в виде кредитов тем сельхозпроизводителям, которые уже зарекомендовали себя, как исправные пользователи кредитов, постоянно в течении последних 10 лет добросовестно исполняющие свои обязательства перед банками, возвращая кредиты и проценты по ним в полном объеме? Таких сельхозпредприятий очень много.
Предоставив им те суммы, в тех же процентах до 1,5 % в год на 5 лет, государство сможет через 5 лет вернуть себе эти средства, а сами сельхозпроизводители, экономя на таких займах в год до 20% выплачиваемых ранее банку, смогут создать так нужные им оборотные средства в размере 5 л х 20 % = 100 % заем, остающийся теперь у производителя.
Кроме безжалостного отжуливания банками заработанного фермерами, в этом году прекратилась и дотация, ранее выдаваемая сельхозпроизводителю на ГСМ. В этом году все ГСМ покупалось без каких-либо дотаций.

Кстати, если уж коснулись этой темы: те, кто приезжает с Кавказа и выкупая земли на Дону, также занимается сельским хозяйством, чувствуют себя намного лучше, т.к. те грабительские кредиты они не берут, поскольку их щедро обеспечивают оборотными финансовыми средствами – с республик. Потому они и развиваются более успешно.

В общем, довольно тягостное чувство осталось после таких «новостей», тем более, что никакого просвета в этом замкнутом круге не видит никто, а руководство области от рассмотрения данных дел самоустраняется. Мне не раз рассказывали о тех встречах, что проводили чиновника в районе по поводу развития сельского хозяйства и что кончалось все это привычным пустопорожним разговором и не исполняемыми обещаниями.

Конечно же, были встречи и по событиям в Базках – но коротко об этом написать невозможно. Поэтому данному вопросу я посвящу отдельное сообщение с предоставлением видеоматериала, где все поднимаемые ранее вопросы, вызывающие разное толкование, будут объяснены участниками событий и теми, кто был с ними связан.

Закончить же данное сообщение я хочу на позитивной ноте – рассказом о богатстве и красоте нашего Края. Занимаясь практически всю неделю с людьми, которые приезжали к нам в Еланскую, я в этот раз как-то уж очень устал, и поэтому в последний день пребывания на Дону решил поехать на рыбалку, на то место, где прошло мое детство, когда каждое лето я с дедом жил в его родном хуторе Варваринский. В паре километов от хутора протекает речка Тихая, которая чуть подальше впадает в Дон. Мы частенько пешком, встав затемно, ходили на нее рыбалить с дедом. Вот в этот раз я и решил поехать именно туда. Так же, встав затемно, но теперь уже с Еланской, которая находится где-то в 50 км от этого места, я, взяв удочки, отправился на Тихую. Приехал как раз перед зорькой.
Пока забросил удочки, прикормил место, солнце встало, и передо мной открылись картины моего детства, тот же запах полыни после утренней росы, блики на воде, шуршаший камыш – красота…

 

И первая поклёвка… Ловить я решил плотву и поэтому снасти были на среднюю рыбёшку до полу-килограмма. Но подсекая очередную плотвичку, моя удочка вдруг согнулась в три погибели и за малым не обломилась. На сидящую на крючке рыбешку накинулась приличная щука и, заглотив ее, не смогла освободиться. Маленький крючок, конечно же, не смог ее зацепить, да и тонкая леска все равно бы не выдержала веса попавшейся рыбины. Поэтому я подождал, пока она стащила с крючка рыбу и уплыла восвояси.

Благо, что с собой я привез свой рыбацкий чемоданчик, где были крючки побольше и леска потолще. Переделав две удочки под снасти для ловли щуки на живца, я забросил их в протоку. И буквально через пару минут — поклевка. Минут пять мне пришлось повозиться с вываживанием пойманной щуки, которая все время запутывала снасть в растущих у берега лилиях, но уйти ей не удалось и она оказалась в садке. Через 10 минут вторая поклевка и вновь щука в садке. Ловя параллельно и плотву и щуку на живца, не заметил, как время катилось к обеду. Кроме плотвы попадалась и калинка, и красноперка, и довольно крупный до полу-килограмма карась.

Видя, что в садке уже довольно много рыбы, я решил закончить рыбалку и поехать домой, забросив в последний раз удочку с живцом на щуку. Пока собирал все снасти и вещи, перенося их к машине, увидел, как началась поклевка. Подбежав к удочке и подсекая ее, я подумал, что зацепился за что-то на дне, т.к .леска почти не поддалась вверх. И тут резкий толчок вбок – попалось что-то большое и сильное. Вначале я решил, что это сом – такие случаи были, когда на живца попадался усатый хозяин заводи. Но потом выяснилось, что это была довольно большая щука. Минут 15 я не мог с ней сладить, то подводя ее к берегу, то вновь отпуская ее от себя, чтобы не порвать леску. Но в конце концов и она оказалась на берегу.

Достав весь улов, я решил на обратном пути заехать на песчаную косу Дона, что у хутора Варваринского, где мы с детворой проводили все дни напролет и, наверное, уже в последний раз в этом году искупаться в Дону. Вода была изумительной.

А затем заехал в хутора, где еще живут наши дальние родственники, и поделился с ними своим уловом. В х. Меркуловском еще хозяйничает двоюродная племянница деда Анастасия Васильевна Зенькова, ей уже давно за 80, а она все еще держит птицу, сажает огород, помогает своим внукам, живущим, правда, уже в Подмосковье.

 

мимо этой белой кручи мы постоянно с детворой проходили, когда шли к Дону ; справа — наша золотая коса у х. Варваринского

 

Говорят, что день, проведенный на рыбалке, в общее время жизни не засчитывается. Наверное, это верно, т.к. всю тяжесть предшествующих дней за этот день на Тихой – как рукой сняло. (2013 г.; см. полностью на форуме здесь )

СМ. ТАКЖЕ :

P.s. страницы Энциклопедии находятся в постоянном пополнении и обновлении по мере размещения новых сообщения В.П. Мелихова на форуме.