— Казачья пресса

КАЗАЧЕСТВО: КАЗАЧЬЯ ПРЕССА

(выдержки из высказываний В.П. Мелихова с форума  http://elan-kazak.ru/forum/index.php )

УПОМИНАНИЯ:

  • Главная проблема сегодняшнего положения в России – это отсутствие права. Под правом необходимо понимать более обширный круг понятий, нежели УК, УПК и весь спектр написанных законов. Право, действующее в правовом государстве, определяет жизнь общества, его развитие и состояние по критериям, что есть правда, а что есть ее искажение. Такое право охватывает не только нормы поведения граждан общества, регламентирует права и обязанности государства перед гражданами, но и определяет правовые ценности общества, его мораль. Право не может существовать и действовать без его укоренения в сознании граждан страны, и именно обществом (или под его влиянием или давлением) право, подтвержденное законодательными актами, утверждается в его исполнении всеми структурами власти в государстве.

Право – это правда, это правдивый взгляд и оценка прошедших этапов развития государства и лиц, это развитие осуществлявших. Это бескомпромиссное указание на допущенные ошибки, на имевшие место нарушения правовых норм и понимание необходимости их искоренения.
Когда же правда и ложь не оцениваются и не подвергаются детальному анализу, когда все смешивается в кучу, право прекращает свое существование не только в оценке прошедшей эпохи, но в поведении и жизни самого общества и государства в целом. Право подменяется понятиями, которые вырабатываются и которыми руководствуются, исходя из целесообразности того или иного этапа конъюнктурной деятельности противоборствующих политических или экономических кланов. Право, разрабатываемое и основанное на справедливости и совести, подменяется «существующей необходимостью» для той или иной власти. Причем, эту необходимость она определяет самостоятельно, прикрываясь государственным интересом, порой от истинных государственных интересов далеко отстающих.
Право не утверждается в государстве указами и постановлениями, оно формируется и утверждается в своем господстве самим обществом, отдельными ее гражданами. За право борются, как и за правду, как и за справедливость. Власть всегда будет стремиться к созданию бесправия, в надежде на безграничную вседозволенность, думая, что они всегда знают лучше, как править. И в случае отсутствия со стороны общества противостояния в этой вседозволенности, будет укореняться все больше и больше.

Поэтому сегодня борьба с коррупцией, с чиновничьим произволом и прочими язвами нашей жизни абсолютно бесперспективны. Они осуществляются в бесправовом пространстве, бессовестными людьми, нацепившими на себя погоны охранителей только как источник собственной наживы.
Не установив право в обществе, страна будет безжалостно расхищена и уничтожена. Ничто не сможет этому противостоять. Все институты государственного устройства будут нацелены только на одно – борьба за собственное благополучие ее членов. Эта борьба заменит служение, честь, порядочность, понятия защиты государственных интересов, интересов общества.
Изменить будущую трагедию допустимо только активностью общественного сознания, его противоборством хищническому настрою власти, утверждением права и правды самим обществом.
Именно исходя из этого понимания, я хотел бы предложить всем, кто желает принять участие в утверждении правдивого анализа прошедшей эпохи, организоваться в редакционную группу по подготовке и выпуску альманаха (предварительное рабочее название либо «Казачий Альманах», либо «Антибольшевистское сопротивление» с периодичность издания – раз в квартал. Цель этого альманаха – представление ранее существующих взглядов (казаков, эмигрантов Русской Армии), по возможности непредвзятая история антибольшевистского движения, разнообразные течения в казачьей среде, анализ сегодняшнего положения и определение тактики и стратегии действий по разрешению назревших проблем).
Это первое.

Второе: создать Научно-исследовательский центр по изучению истории казачества и антибольшевистского сопротивления. Для этой цели прошу откликнуться всех тех, кто занимается данной деятельностью уже сейчас, как на профессиональном уровне, так и на уровне любительском. Цель – вхождение в данный центр.

Третье: создать фонд поддержки научно-исследовательского центра и издания альманаха, чтобы их деятельность не зависела только от тех средств, которыми располагаю я. Для этого нужны люди, способные оказывать ежемесячную финансовую помощь любой суммой, но главное, чтобы это было постоянно. Данные средства пойдут на затраты по НИЦ и альманаху.
Время объединения усилий наступило. Оказавшись в эмиграции, и казаки, и добровольцы болезненно искали ответы на то, что произошло в России, почему они оказались вне ее пределов, почему борьба была проиграна. Выходило огромное количество журналов и газет, где проводились анализы, предлагались пути решения вопросов, которые ранее при поражении были не ясны или не видны. При разности взглядов, выводов и предложений, это явилось неоценимым и очень важным пластом, анализирующим происшедшую трагедию и ее причины, допущенные ошибки и пути их преодоления.

Этот важнейший материал для нас, ныне живущих, должен был бы оградить нас от повторения ошибок и допущенных просчетов. Но, судя по всему, мы, как и ранее – сами с усами, начинаем вновь обрекать себя на бесконечное блуждание по темным закоулкам собственных идей, не прибегая к опыту тех, кто их видел или прогнозировал.

Как правило, все вновь возникающие движения, в особенности, в казачьих организациях, берут в идеологическую или политическую основу соображения своих лидеров, их пристрастия и их привязанности. Порой эти мысли далеки и от реальности и от исторической преемственности, но будоражат сознание и после непродолжительного времени все сходит на нет. Газет и журналов, где обсуждалась бы реальная возможность будущего сплочения сил в противоборстве с тем бардаком, который нас окружает, практически нет, или их очень мало и их тираж знает только узкий круг людей. Закрывшись в интернетовских сайтах, создались группы единомышленников, которые «перетирают» давно созданные ими образы да спорят с случайно попавшими на их форумы «разночинцами». Серьезной идеологической и политической дискуссии нет, так как она и не возможна в таких условиях. А посему нет и главного – дальнейших действий, результата.

К тем, кто желает включиться в данное дело, просьба писать либо на этот раздел форума, либо на электронную почту elan-kazak@yandex.ru . А также сообщить о предполагаемой работе другим заинтересованным в данной работе лицам. Я полагаю, пора выходить из созданных каждым в отдельности мирков личной кухни и постараться объединить усилия в достижении общей цели. (2009 г.; см. полностью на форуме здесь )

  • Форумчанину: Вот сейчас мы выпускаем Альманах, пусть Ваш принцип останется тем же: Цитата: «я НИКОГДА не делаю ДЕЛ не уяснив досконально — ЧТО я ДЕЛАЮ или буду делать! Особенно, когда это касается моих общих ДЕЛ с ЧАСТНЫМИ лицами» — Почему ни Вы, ни Ваши единомышленники ничего не написали в него? Ведь, если у Вас есть то, что должны узнать казаки – почему не сказать им об этом? Вы же сами предлагали в Альманахе публиковать разные взгляды. Однако, нет этих взглядов, вернее их нет в подготовленном к выпуску Альманахе, а жаль. В Зарубежье выпускалось порядка 40 казачьих журналов и газет, отражались все взгляды, шло бурное их обсуждение – выкристаллизовывались мнения, охватывающие сознание большинства. А мы пока на уровне кухонных разговоров, то ли боимся обозначить свои позиции, то ли боимся, чтобы эти позиции не были разрушены оппонентами. А этого не нужно опасаться, сегодняшнее сознание не может быть абсолютно здравым и верно улавливать истину, оно также должно выкристаллизовываться из всего того, что каждый из нас выстрадал и пронес по жизни. (2009 г.; см. полностью на форуме здесь )
  • (…) вернемся к самому активному этапу самостийных течений – ко времени начала эмиграции, когда пред всей эмиграцией встал вопрос совместного сохранения и выработки единой политики в отношении Советской России и дальнейших действий по возможности продолжения активной борьбы за освобождение Отечества. Именно с этого момента, когда вся эмиграция с трудом собирает средства на выпуск основных своих печатных изданий, формируются политические и общественные центры, «самостийники» без подписных взносов издают целую серию журналов, газет, книг. Объем выпускаемых печатных изданий впечатляет и явно указует на стороннюю помощь все тех же серых кардиналов. Цель – разложить единство эмиграции, ослабить планируемую борьбу, направить все помыслы и силы на теоретические споры, на грызню меж собой. И вначале это отчасти удавалось. Но впоследствии после «охлаждения» многие видели, каковы истинные цели идеологов «Казакии» и стали отходить от них.

Главный журнал «самостийников» — «Вольное казачество» выходил регулярно, как ни одно казачье белоэмигрантское издание в течение 12 лет, материальных затруднений ни по выпуску журнала, ни по выпуску других многочисленных изданий не было. Основой тому было субсидирование подобной деятельности польским правительством и американскими агентами через общественные организации Польши (не случайно, что после Второй мировой войны центр «самостийников» оказался в США). С одной стороны правительство Польши крайне отрицательно относилось к русской эмиграции и их политико-общественной деятельности, притесняло православную церковь, не позволяло открывать приходы РПЦЗ, даже мешало деятельности казачьих общин, не поддерживающих «самостийников», но оказывала огромную политическую и финансовую поддержку вольноказачьего движения. В декабре 1938 года на III окружном съезде Вольно-казачьего движения в Варшаве сенатор польского сейма С. Седлецкий в приветственном слове пожелал съезду «продуктивной работы на освобождение своих краев от оккупации красной Москвы и созданию своего независимого государства Казакии».

Журналы и множественная литература часто рассылались в казачьи диаспоры бесплатно, для агитации и привлечения сторонников. Это часто приводило не сколь к пропаганде, но часто способствовало организационному расколу образованных в зарубежье станиц и хуторов и преобразований их вначале в противоборствующие осколки, а затем и совсем их исчезновения. Мощные казачьи диаспоры в Болгарии и Чехии стали рассыпаться, казаки, видевшие к чему приводят «казакийцы», стали покидать «территории», где верховодили самостийники. Постепенно численность их сообществ дошла до тысячи с небольшим, что по сравнению с общей казачьей массой было крайне незначительно. Однако агитационная деятельность велась, и печатные издания выходили огромными тиражами.
Мне посчастливилось встретиться с двумя казаками, бывшими самостийниками, которые впоследствии уехали из Чехии в Париж. По поводу причин отъезда они мне рассказали следующее: Идея «Казакии» была для нас очень заманчива – она просто объясняла, кто виноват в наших бедах, и главное, в чем выход – отколоться от русских и славно зажить. У нас часты были встречи, балы, другие совместные мероприятия и все это было довольно доступно, а порой и просто бесплатно. Все это мы относили к умению руководства вести дела. Но рядом происходило совсем иное – не входящие в наш круг и казаки и русские – жили хоть и не так «активно», но все-таки более «теплей». Их взаимоотношения были сосредоточены воле церковных приходов, их жизнь была не так на виду, но носила какой-то иной отличный от нашего, смысл. Они создавали русскую жизнь в эмиграции – создавали общины, организовывали воспитание детей, заботились о немощных, создавая попечительские советы – у них был видимый и осязаемый результат. У нас же все сводилось к бесконечным спорам до хрипоты, упрекам в их адрес и отсутствием какой-либо реальной деятельности. И постепенно мы поняли, что вся наша деятельность , направленная на разделение абсолютно не позитивна и не приносит никакого результата, кроме одного – дальнейшего ухудшения и уход от реальной деятельности. Постепенно все, кто был рядом с нами, поуезжали. Уехали и мы и ничуть об этом не жалеем.
Что к этому можно добавить? Только то, что в подобных случаях всегда и происходит, сеющие раскол сами делятся на еще мелкие осколки, так получилось и с идеологами «самостийников».
 На протяжении всего существования внутри движения были постоянные разделения и расколы, но более всего они стали ощутимы с 1931 года, когда многие из генералов-самостийников стали осознавать пагубность дела, в котором сами активно участвовали.

Так, 1 ноября 1931 года в Париже в прениях по докладу по истории донского казачества Ш. Балинова выступил генерал, один из идеологов «Казакии» Быкадоров, который заявил, что он не согласен с утверждением докладчика о том, что будто бы Москва силой подавила казачье независимое государство, и что самостоятельное казачество кончилось раньше движения Разина, а именно в 60-х годах и не под давлением России, а в результате напряженнейшей борьбы казачества с Турцией, когда оно само отказалось от своей независимости, соединившись с Великороссией и Украиной в совместной борьбе против турок. Далее генерал, отметив, что «Вольное казачество» за четыре года своего существования к тому времени не приобрело союзников и не может похвастаться реальными достижениями, заявил: «Поэтому надо выбрать другой путь – единение казачества и такое единение казачества в составе сильного государства, идея «Казакии» не осуществима». Данное выступление вызвало бурю негодования, но уже были и другие, которые понимали тупиковый путь самостийников. Тут же выступил казак Гладков, заявивший, что у казаков, кроме русских, нет союзников. Череда расколов в среде «самостийников» привела их к мысли избрания Атамана «Казакии» в противовес избранным атаманам по всем казачьим войскам в Зарубежье, для установления более жесткой дисциплины и авторитета «Вольно-казачьего» движения. И, несмотря на уже иные взгляды генерала Быкадорова, ему, как довольно известному лидеру донского казачества, была предложена данная должность. Быкадоров заявил однозначно : казачья самостийность является не благом, а большим злом для настоящего и будущего казачества. И далее Быкадоров по пунктам аргументировал свои суждения:

«1. Создание казачьего государства (Казакии) совершенно неосуществимо. Проповедь этой идеи – есть просто средство для субсидирующего журнал «Вольное казачество» для достижения своих целей и задач ничего общего с благом и будущим казачества не имеющее.
2. Если бы оно было осуществлено, то это были бы новые Балканы с разделением казачьих земель между Россией, Украиной и Кавказом и с бутафорской Казакией. Обращение казачьего населения в каждой части в положение пограничной стражи. Это было бы равносильно возвращению казачества в своем развитии на сотню лет назад.
3. Казачья самостийность ведет к изоляции, так как никаких добрых союзных отношений у самостийников-казаков с самостийниками украинцами и горцами Кавказа нет и быть не может.
4. Обещания лиц, субсидирующих журнал «Вольное казачество», представление широкой базы для борьбы с большевиками, оказались просто обманом.
5. Та зависимость, в которой оказался журнал и все Вольное казачество, от субсидирующего источника грозит опасностью использования казачества, — как пушечного мяса, для целей и задач, совершенно ничего общего с благом его не имеющих.
6. «Вольное казачество» обратилось в орудие травли и распространения лжи про Донского атамана ген. Богаевского, разложения станиц, отрыва части казаков от общерусских национальных сил.
7. Развитие казачьей самостийности в СССР вело бы к обращению всего русского народа во врагов казаков и в первую очередь так наз. Иногороднего населения казачьих областей. Восстание же под лозунгом самостийности, не связанное с общерусским движением, заранее обречено на неудачу, с окончательным обескровлением казачества.
8. Судьба казачества, как в прошлом, так и в настоящем и будущем тесно связана с судьбами всего русского народа, русской государственностью, русской культурой.
9. Донской атаман ген. Богаевский избран представителями всего казачьего населения Дона, и за отсутствием таковых, не может быть переизбран. Избранный же «атаман» на вольноказачьем съезде может быть атаманом исключительно Вольного казачества, то так как он уже давно назначен иностранным источником, субсидирующим журнал «Вольное казачество», то для съезда, который бы установил фиктивное избрание, — собирать казачьи трудовые деньги является в настоящее критическое в экономическом отношении время – преступлением».

Далее разброд в Вольно-казачьем движении пошел по нарастающей. В 1933 году редакция журнала «Вольное казачество» покидают И. Безуглов, В. Глазков, И. Колесов, Г. Еременко, С. Балыков. Летом 1934 года из-за раздора меж собой срывается попытка проведения Большого круга вольного казачества. В 1935 году происходит раскол между сторонниками избранного походным атаманом Билого, и его противниками, которые заявили, что он недостоин этого положения. И это продолжалось все последующее время, пока сторонников «самостийности» осталось всего несколько сотен.

Так неужели мы не можем оценить опыт уже пройденный нашими казаками в Зарубежье, неужели мы вновь слепо ударимся в эти грабли, и на радость сегодняшним «режиссерам» начнем растаскивать мыслящих и болеющих за дело казаков и так оставшихся в ничтожном количестве. Пока мы не выясним, а выяснив, не поймем и не осознаем пройденный путь казачества, его ошибки, его победы и достижения (ведь за все это они из-за любви к нам – их потомкам – заплатили морем пролитой крови и огромными страданиями) – до тех пор мы послушные рабы в руках наших врагов, рабы созданных и создаваемых ныне мифов, лишенные самосознания. И пока этого не произойдет, мы не будем ведать, что и как нам делать, мы будем марионетками в умелых руках кукловодов, а потому и будущность свою, свою судьбу и судьбу наших детей мы предоставим устраивать кому-то другому.

Вспомните слова Фихта, сказанные им на заседании Общества по изучению казачества в Праге: «Позорная будет память о вас, если победители будут писать вашу историю, вашей кровью». Это относится и к нам и даже в большей мере, чем к казакам-эмигрантам, потому что мы сегодня находимся на своей земле и у нас есть опыт наших дедов.

Только полная правда о прошедшем, со всеми его сложными перипетиями и изломами, только честная оценка и непредвзятое объяснение причин и обстоятельств помогут не только извлечь верные уроки на сегодня, но и выстроить работу на будущее. Работу, которая не уйдет в пустоту, в небытие, а даст конкретный результат не только для нас, но и для тех, кто придет после.
Почему все тоталитарные режимы предпочитают искажать факты истории или поменять их (сегодняшний режим – не исключение) – да потому, что В ПРОШЛОМ СОКРЫТА СИЛА, СПОСОБНАЯ ПОВЛИЯТЬ НА БУДУЩЕЕ.
Поэтому обобщая деятельность «самостийников» в эмиграции справедливости ради необходимо отметить, что практически все ее активные члены не ставили прямой цели нанесения ущерба казачеству и казачьим объединениям. Все казаки, входящие в «вольное» казачество, были активными борцами с большевизмом и, рискуя своей жизнью, участвовали в боях на фронтах Гражданской войны, честно неся звание казака. Их просто использовали силы, стремящиеся к углублению раздробленности русской среды. Использовали их истосковавшиеся по Родине чувства, использовали коварно и безжалостно, так же, как и ту часть казачества, что поддержали Советы.
Поэтому среди материалов, размещенных в журналах и трудах «Вольного казачества» очень много ценных документов – воспоминаний участников Гражданской войны, письма казаков, их думы, материалы по истории казачества и т.п. Особенно ценны письма казаков, оставшихся в Совдепии и дошедшие в Зарубежье, а также мнения всех слоев в Зарубежье о так называемом «оборончестве» и «непримиримости». (2009 г.; см. полностью в энциклопедии тему «Самостийность»; см. полностью на форуме здесь )

  • (…) На прошлой неделе произошла встреча с главным редактором газеты «Казачий Взгляд» Дзиковицким А.В. К сожалению, встреча эта была вызвана довольно печальным поводом — газета на грани прекращения дальнейшей деятельности. Александр Витальевич более не имеет средств к дальнейшей деятельности, а уменьшенная по количеству подписчиков подписка на 2010 год практически поставила редколлегию на грань банкротства.

Слушая главного редактора об его проблемах и тяготах, я с неприятным чувством вспоминал все те споры среди казаков, которые в кровь разбивая друг другу носы, так и не смогли удержать на плаву одну-единственную казачью газету, на которую мог подписаться любой казак через Роспечать. И после подобного мы еще продолжаем духариться и называть себя самодостаточными и гордыми потомками! А на самом деле, не смогли решить элементарные вопросы, по одной единственной газете.
Выяснив ряд позиций, мы с Александром Витальевичем договорились, что с января текущего года, мы окажем ему финансовую помощь с целью продолжения выпуска газеты.
Но, к сожалению, встреча состоялась слишком поздно. А.В. Дзиковицкий уже отказался от услуг Роспечати на 2-е полугодие. А значит, до 1 июля на газету еще можно будет подписаться, а вот после – газету, даже, если выпускать, распространять будет некому.
Поэтому будет осуществляться рассылка партиями в регионы, где ее закажут. Также было решено, что будет подана заявка на распространение газеты через Роспечать на 2011 год.
Данный факт, на мой взгляд, показывает всю несостоятельность сегодняшних казачьих сообществ, которые исправно посылали свои статьи в газету, не задумываясь об ее существовании. Это никоим разом не стоит рассматривать, как упрек. Но отнестись к данному делу необходимо с осознанием того, а на что мы сейчас способны. Предполагая делать большое, сегодня малое сделать не в состоянии. (…) (2010 г.; см. полностью на форуме здесь )

  • (…)Что касается здоровых сил в РФ, способных поддержать казаков, то пока их нет и в самом казачестве. Есть отдельные люди, их единомышленники, группы, общности. Появится казачье ядро – здоровые силы найдутся и на казачьих землях.  Что касается затрат, крупных или малых, то они, действительно, нужны для любого дела. И кажущаяся простота в рассуждениях, что если даже обозначенные при переписи казаки в 100 тыс. человек смогут сброситься по 100 рублей в месяц, чем создадут фонд в 10 млн. руб. – действительно проста, если каждый поймет, что его 100 рублей приближают его к той цели, к которой стремится весь народ.  

Вот посмотрите жизнь казаков в эмиграции в 20-30-е годы. Абсолютно безденежные, не имеющие еще четкого положения в чужой стране, вынужденные содержать семью, учить детей – и выпускают около десятка газет и двух десятков журналов. Все отправляют на их издание из своих скудных доходов маленькую долю, но все это собранное вместе малое – становится большим.   Почему? – да потому, что они ощущали себя единым целым. (2013 г.; см. полностью на форуме здесь )

  • Постоянно осуществляя то или иное действие, группа казаков неизменно возмущается – то невниманием прессы, то ее необъективным освещением этих действий. Еще раз, необходимо понять, во-первых, средства массовой информации интересует только то, что является силой в обществе, и как эта сила на общество влияет. И если этой силы нет, а она просто декларируется – откуда возьмется внимание к ней?

И второе. Объективно могут информировать только собственные информационные ресурсы. И их необходимо создавать и поддерживать. Еще раз приведу пример отношения казаков к собственным изданиям за Рубежом. Десятки газет, два десятка журналов выпускались и поддерживались казаками, имевшими мизерные доходы, из которых они находили возможность помогать редакциям и являться подписчиками. Разбросанные по всем континентам, казаки помогали распространять эти издания среди русских общин, обеспечивая самоокупаемую деятельность редакций.

Сегодня, на своих землях, не выходит практически ни одного издания. А те, кто издает их вне казачьих земель, практически в одиночку или малой группой, мучаются с проблемой распространения. 
Эта обычная пассивность и безразличие переходит в постоянное брюзжание о том, что нас никто не слышит и в периодически возникающие пафосные речи о необходимости наличия собственной прессы, заканчивающиеся пустопорожней болтовней и последующим забвением.
Лично же для себя я выбираю путь, оставшийся мне по жизни в том, чтобы на двух наших Мемориалах сохранить облик казачьего народа и казака в нем таким, каким он был до уничтожения его большевистским режимом.
Во французском Севре находится Международное бюро мер и весов, прототипом которого в России стала Главная палата мер и весов, учрежденная еще Д.Н. Менделеевым. Здесь хранится эталон метра, килограмма и т.д. и т.п. Есть эталон, который препятствует жуликоватому продавцу метр сделать меньшим, а скупому покупателю – его немного увеличить.

Вот так же и я вижу значение Мемориала : сохранить и «меру» и «вес» казачьего облика, который сегодня разными силами стремятся исказить, подменить или даже создать совсем новый, ничего не имеющий схожего с прежним.
Разумеется, этот облик – не в форме, не в методах хозяйствования начала 20 века, он – в национальном самосознании, в духовной и общественно-политической культуре, в традициях и том менталитете и характере, по которому казак всегда мог определить своего собрата в любом уголке мира. (2013 г.; см. полностью на форуме здесь )

СМ. ТАКЖЕ :

  • ЭМИГРАЦИЯ
  • КАЗАЧИЙ ВЗГЛЯД. ДЗИКОВИЦКИЙ 
  • АЛЬМАНАХ
  • и др.

P.s. страницы Энциклопедии находятся в постоянном пополнении и обновлении по мере размещения новых сообщения В.П. Мелихова на форуме.