поиск по сайту
ЗАЛ №1. Российская Империя. Россия на пути к катастрофе 1917 г.
Зал 1. Россия на пути к катастрофе 1917 г.
Российская империя вступила в ХХ век, имея множество нерешенных проблем в политической, экономической и социальной сферах. Эти проблемы – отсутствие политических свобод, несовершенство рабочего законодательства, малоземельность крестьянства, – периодически вызывали вспышки недовольства среди различных групп населения (крестьян, рабочих, студентов) и коварно использовались революционными и либеральными кругами для расшатывания основ государства и дискредитации самой идеи монархии, которая рассматривалась ими как пережиток прошлого и тормоз на пути прогрессивного развития. Ухудшению внутриполитической ситуации способствовала неудачная война с Японией 1904-1905 гг., начавшаяся в результате столкновения интересов двух держав на Дальнем Востоке. Япония соглашалась признать русское преобладание в Маньчжурии в обмен на предоставление ей свободы действий в Корее, но правительство России не приняло этого предложения, так как близкие к придворным кругам промышленники были заинтересованы в освоении природных богатств этой страны. Япония протестовала против создания русских предприятий в Корее, требуя также эвакуации из Маньчжурии русских войск и, не добившись уступок, начала военные действия. Правящие круги России до последнего момента не верили в то, что Япония рискнет на такой шаг, в результате чего страна оказалась не готова к войне. В декабре 1904 г. японцам после многомесячной осады удалось овладеть базой русского флота Порт-Артуром, затем, в феврале 1905 г., нанести поражение русской армии под Мукденом, и, наконец, в мае 1905 г. уничтожить в Цусимском проливе 2-ю Тихоокеанскую эскадру, направленную на Дальний Восток из Балтики.
Несмотря на все неудачи, Россия располагала ресурсами, позволявшими выиграть войну, в то время как силы Японии к началу 1905 г. были практически исчерпаны. Однако внутренняя оппозиция при активной финансовой поддержке из-за рубежа спровоцировала антиправительственные выступления, помешавшие дальнейшему ведению войны. Организованное 9 января 1905 г. священником Г. Гапоном шествие рабочих к Зимнему дворцу с петицией на Высочайшее Имя об улучшении их положения, дополненной в последний момент политическими требованиями, закончилось столкновением с войсками и многочисленными жертвами. Эта трагедия послужила толчком к волне террористических актов, забастовок, крестьянских волнений, восстаний в армии и на флоте. Чтобы погасить эту волну, правительство было вынуждено подписать мирный договор с Японией (уступив Порт-Артур и Южный Сахалин) и пошло на провозглашение демократических свобод, в том числе свободы печати и собраний, на создание представительного законосовещательного органа — Государственной думы. Однако революционные партии восприняли эти шаги как признак слабости и продолжали агитацию в массах, толкая их на разрушение государства. Кульминацией выступлений стало вооруженное восстание в Москве в декабре 1905 г., подавленное войсками в ходе ожесточенных уличных боев. Революционная и даже террористическая деятельность встречала сочувствие в широких кругах русской либеральной интеллигенции. Даже крупные промышленники, такие как Морозовы, Мамонтовы и Рябушинские, щедро субсидировали революционные партии, используя их для давления на правительство.
Однако власть тогда нашла в себе силы остановить революционную волну. Это произошло, в том числе, благодаря деятельности П.А. Столыпина на посту министра внутренних дел и председателя Совета министров, отмеченной не только подавлением террористической деятельности, но и проведением аграрной реформы, целью которой было поднять производительность крестьянских хозяйств и остановить пролетаризацию крестьянства. Крестьяне получили возможность выхода из сельской общины с получением постоянного земельного надела, активно поощрялось переселение на восток страны, на подъем хозяйств государством через Крестьянский банк выделялись большие кредиты. Результатом реформы стал рост сельскохозяйственного производства в несколько раз, а, в целом, период 1907-1914 гг. был отмечен бурным экономическим развитием России и ростом благосостояния населения.
Этот экономический подъем был прерван начавшейся в 1914 г. Первой мировой войной. Причиной войны явилось соперничество между двумя военно-политическими блоками европейских держав: Тройственного союза (в составе Германии, Австро-Венгрии и Италии) и Антанты (в составе Великобритании, Франции и России), а непосредственным толчком к ней послужило убийство сербскими националистами в Сараево австро-венгерского наследника престола эрцгерцога Франца-Фердинанда. После того, как сербское правительство отклонило австрийский ультиматум, содержавший требования, ущемлявшие, по мнению сербов, их государственный суверенитет, Австрия начала военные действия против Сербии, которую поддержала Россия, объявившая мобилизацию. В ответ на это Германия объявила России войну, в которую одна за другой втянулись все великие державы. Начало войны вызвало в России большой всплеск патриотизма. Война была объявлена Второй Отечественной. Все фракции в Госдуме (кроме социал-демократов) выступили в поддержку правительства, проголосовав за военные кредиты. Активные действия русской армии в августе – сентябре 1914 г. предотвратили разгром немцами Франции, что обрекло Германию на затяжную войну в условиях полной блокады и, в итоге, предопределило ее поражение. Однако начавшаяся война потребовала колоссального напряжения сил всех ее участников, в то время как их мобилизационные запасы создавались, исходя из предположения, что военные действия продлятся максимум несколько месяцев. Весной 1915 г. Германия, сосредоточив на Восточном фронте крупные силы, перешла в наступление. Русская армия, неся потери, откатывалась назад. В этой ситуации император Николай II счел своим долгом лично возглавить армию и выехал в Могилев.
В сражениях Великой войны самое активное участие принимали казачьи части – за весь период войны казачьи войска выставили на фронт около 300 тыс. человек. Составлявшие примерно 2/3 всей русской кавалерии, казачьи части и соединения показали в сравнении с другими войсками армии наибольшую степень надежности и мобильности, а сами казаки – высокий боевой дух и воинскую выучку. Первым кавалером Георгиевского креста для нижних чинов в Великую войну стал приказный 3-го Донского казачьего полка К.Ф. Крючков, заслуживший свою награду 1 августа 1914 г. в столкновении казачьего разъезда с 27 германскими драгунами, в котором он лично зарубил и заколол отобранной у немца пикой 11 вражеских солдат.
На второй год войны правительству удалось реорганизовать экономику на военный лад. Благодаря этому, а также поставкам союзников, Россия смогла накопить колоссальные запасы вооружения, снаряжения и боеприпасов. Она готовилась в 1917 г. перейти в решительное наступление, которое должно было сломать хребет Германии и ее союзникам, чьи ресурсы в условиях войны на несколько фронтов и морской блокады были почти исчерпаны. Однако тяготы затянувшейся войны, ошибки и бездарность командования вызывали острую критику власти со стороны либеральной и социалистической оппозиции. Особое раздражение как оппозиции, так и близких к престолу кругов, вызывала деятельность подвизавшегося при дворе авантюриста – «святого старца» Григория Распутина, которая в значительной степени искажалась, обрастая сплетнями и домыслами, и активно использовалась в борьбе с монархией. Эти настроения докатывались и до армии, подрывая ее боевой дух.
В конце февраля – начале марта 1917 г. внутренние неурядицы в стране и искусственно создаваемое недовольство привели к катастрофе. Начавшиеся в Петрограде манифестации из-за проблем со снабжением города хлебом вылились в массовые беспорядки, сопровождаемые погромами магазинов и складов, убийствами жандармов и полицейских. Власти не предприняли решительных мер по обузданию стихии и пустили дело на самотек. К демонстрантам присоединились воинские части, и контроль над столицей был потерян. Факты свидетельствуют о наличии спланированного заговора против монарха: вопрос о необходимости отречения Николая II в пользу брата Михаила в конце 1916 г. обсуждался думскими, торгово-промышленными и военными кругами, представители которых принадлежали к масонским ложам. 2 марта 1917 г. в Пскове командующий войсками Северного фронта генерал Н.В. Рузский (при поддержке начальника штаба главнокомандующего генерала М.В. Алексеева, координировавшего из Ставки связь с командующими другими фронтами) и прибывшие из Петрограда представители Государственной думы А.И. Гучков и В.В. Шульгин убедили Государя отречься от престола «ради спасения родины и монархии», заверяя, что только облеченные доверием народа думские деятели смогут вернуть ситуацию в нормальное русло и довести войну до победного конца. На следующий день в Петрограде Михаил под давлением думцев письменно отказался принять на себя бремя высшей власти до решения Учредительного собрания.
Несмотря на заверения думцев, со сдачей Государем власти ситуация в стране становилась неуправляемой. Временное правительство шло на поводу у Советов рабочих и солдатских депутатов, находившихся под контролем леворадикальных партий. Петроградский Совет издал Приказ № 1 по войскам Петроградского гарнизона, который был распространен на всю армию и фактически выводил солдат из подчинения офицерам. Вооруженные силы страны, становившиеся все менее и менее боеспособными, наводнили агитаторы и радикальные издания. Ситуацией воспользовалось германское командование, организуя по всему фронту братания. Наконец, при поддержке германского генштаба в Россию из Швейцарии через Скандинавию была переброшена группа большевистских лидеров во главе с В.И. Лениным, который в «Апрельских тезисах» призвал Советы взять всю власть в свои руки. Одновременно из США была переброшена еще одна группа активистов во главе с Л.Д. Троцким, пользовавшаяся поддержкой влиятельных финансово-промышленных групп в Америке и Европе.
Правительственный кризис в апреле 1917 г. закончился отставкой первого состава Временного правительства во главе с князем Г.Е. Львовым и формированию нового кабинета, который возглавил социалист А.Ф. Керенский. Вместо М.В. Алексеева на должность главнокомандующего был назначен демократически настроенный и популярный в армии генерал А.А. Брусилов. Однако июньское наступление «революционной армии», в котором приняли участие ударные части, сформированные из наиболее стойких бойцов, потерпело неудачу. Не получив развития из-за нежелания солдат идти в бой и оспаривания военными комитетами приказов вышестоящего начальства, оно закончилось отступлением и даже бегством некоторых частей под ударами неприятеля.
Новый главнокомандующий генерал Л.Г. Корнилов обратился к председателю правительства Керенскому с программой жестких мер, призванных обуздать революционную стихию и бросить все силы на достижение победы в войне. На Государственном совещании в Москве, где собрались представители Государственной думы, городов, земств, армии и флота, торгово-промышленных кругов, духовенства, профсоюзов, советов, национальных организаций, программа Корнилова получила полную поддержку. Керенский поначалу одобрил план объявления в Петрограде военного положения и ввода надежных войск для разгона Советов, однако затем обвинил Корнилова в попытке захватить власть и поднял революционные массы на борьбу с «корниловским мятежом». Двигавшиеся на Петроград части 3-го конного корпуса были остановлены железнодорожника ми на подступах к столице, Корнилов и поддержавшие его генералы были арестованы и заключены в Быховскую тюрьму. Большевики, находившиеся в подполье после неудачной попытки левого переворота в июле, смогли легализовать свою деятельность и открыто приступили к подготовке захвата власти. Что же касается Временного правительства, то оно лишилось всякой поддержки со стороны военных и торгово-промышленных кругов, поэтому в октябре 1917 г. почти никто не встал на его защиту. 24-25 октября в Петрограде ключевые объекты и Зимний дворец были захвачены отрядами Красной Гвардии и большевизированными войсками, и власть в стране узурпировал созданный в ночь на 26 октября Совет народных комиссаров.