поиск по сайту
Зал 4. Завершение Гражданской войны, 1920-1922 гг.
Зал 4. Завершение Гражданской войны, 1920-1922 гг.
Одержав победы над своими противниками на основных фронтах, большевики вступили в борьбу с Польшей, которая преследовала цель возвращения территорий, утраченных Речью Посполитой в XVII-XVIII вв. Вторжение польских войск на Украину и взятие ими Киева было объявлено большевиками посягательством на исконные русские земли. Ряд генералов старой армии, перешедших на сторону большевиков, во главе с А.А. Брусиловым подписали обращение ко всем русским офицерам с призывом встать на защиту Родины. Красная Армия перешла в наступление и, отбросив поляков, глубоко вклинилась на польскую территорию, угрожая Варшаве. Большевики собирались установить в Польше просоветский режим и нести революцию на штыках дальше в Европу. Наступление сопровождалось массовыми грабежами и насилием в отношении гражданского населения, а также жесточайшим классовым террором. В результате все польское население сплотилось вокруг идеи борьбы за национальную независимость. Получив большую материальную помощь от держав Антанты, польская армия в августе 1920 г. нанесла сильный контрудар по оторвавшимся от своих тылов войскам советского Западного фронта под командованием М.Н. Тухачевского и наголову разгромила их.
Последним клочком земли в европейской России, свободным от большевизма, оставался Крым. Приняв в апреле 1920 г. командование ВСЮР, генерал П.Н. Врангель первым делом стал восстанавливать боеспособность остатков Добровольческой, Донской и Кубанской армий. С помощью суровых мер, в том числе публичных казней, он превратил разбитые части в дисциплинированные и боеспособные войска, получившие впоследствии официальное наименование — Русская армия. В июне — июле Врангелем был опубликован ряд документов, отражавших определенную эволюцию в тактике и стратегии Белого движения: Декларация по национальному вопросу предоставляла народам России право определить форму правления свободным волеизъявлением, Закон о земле передавал часть помещичьих земель в собственность крестьянам с выкупом с рассрочкой в 25 лет, Закон о волостных земствах и сельских общинах вводил земства и общины как местное самоуправление вместо волостных и сельских советов. Однако проведение этих мер сильно запоздало и уже не могло повлиять на развитие событий.
Врангель не строил особых иллюзий на успех дальнейшей борьбы и, чтобы не повторить трагедии Новороссийска и Одессы, с первых же дней своего правления начал готовить Крым к эвакуации. Одновременно он предпринял попытку вырваться из Крыма и овладеть хлебными районами Северной Таврии, поскольку ресурсов для содержания войск и беженцев на полуострове не имелось. Действиям ВСЮР поначалу сопутствовал успех, и Врангель решил предпринять на Кубань десант под командованием генерала С.Г. Улагая, чтобы соединиться с действовавшими в горах и плавнях отрядами белых партизан генерала М.А. Фостикова. Это предприятие в итоге потерпело неудачу, и Улагаю вместе с присоединившейся к нему частью повстанцев пришлось возвращаться в Крым. Наступление советских войск в Северной Таврии было отбито, но красным удалось создать стратегически важный плацдарм на Днепре у Каховки.
Между тем, наступление Красной Армии на Варшаву с далеко идущими целыми — зажечь пламя мировой революции в Европе — закончилось катастрофой. Понеся огромные потери, советские войска откатились на восток, оставив полякам часть Белоруссии и Украины. В октябре 1920 г. было заключено советско-польское перемирие, что позволило большевикам перебросить все силы на Южный фронт против Врангеля. Им удалось отбить последнюю попытку белых уничтожить Каховский плацдарм, а затем овладеть всей территорией Северной Таврии. В ноябре советские войска, форсировав вброд Сиваш, обошли позиции белых на Перекопском перешейке, и тогда стало ясно, что Крым не удержать. Заранее подготовленная эвакуация при помощи французского флота была проведена образцово. Крым покинули почти все, кто желал этого – 150 тыс. чел., из которых менее половины были военнослужащими, а остальные — гражданскими беженцами. Однако многие военные и гражданские беженцы остались, поверив в обещанную советским командующим М.В. Фрунзе амнистию. Но они жестоко просчитались: захватив Крым, большевики развернули беспощадный террор.
К концу 1920 г. Советская Россия переживала крайнюю хозяйственную разруху, обостренную неурожаем и голодом. В связи с начавшейся демобилизацией армии создалась безработица. Вновь возникли массовые колебания крестьянства, которое было недовольно системой «военного коммунизма», хотело отмены продразверстки и возможности свободно распоряжаться излишками своего производства. К началу 1921 г. крестьянские восстания переросли в настоящие крестьянские войны, охватившие Тамбовщину, Украину, Дон, Кубань, Поволжье и Сибирь. Этому способствовала демобилизация Красной Армии, в результате которой из армии пришли миллионы мужчин, знакомых с военным делом. Не опасаясь больше реставрации старых порядков и пересмотра итогов земельной реформы, крестьяне стремились избавиться от произвола продотрядов и получить право продавать продукты своего труда. Они требовали изменения аграрной политики, ликвидации диктата РКП(б), созыва Учредительного собрания на основе всеобщего равного избирательного права.
Все эти восстания убедительно показывали, что у большевиков нет поддержки в обществе. Политика «военного коммунизма» с ее однопартийной диктатурой, хлебной монополией и террором вела режим к краху, однако Ленин, несмотря ни на что, считал, что только с помощью такой политики большевикам удастся удержать власть в своих руках.
Последним очагом Гражданской войны на территории собственно России оставалось Приморье. Благодаря японской оккупации здесь удалось обосноваться остаткам войск Каппеля и Семенова (до 6 тыс. штыков и сабель), ушедшим после падения Читы в октябре 1920 г. из Забайкалья. Переброшенные через территорию Маньчжурии, они расположились в лагерях в т.н. «нейтральной зоне», куда Народно-революционная армия (НРА) Дальневосточной республики по условиям соглашения с Японией не имела доступа. В декабре 1920 г. Приморская областная земская управа, включавшая представителей различных партий, признала власть ДВР, однако в мае 1921 г. была свергнута в результате военного переворота. К власти пришло Приамурское временное правительство во главе с братьями Меркуловыми.
Один из соратников Семенова, генерал-лейтенант барон Р.Ф. Унгерн фон Штернберг в феврале 1921 г. захватил Ургу и установил в Монголии свою власть с титулом «вана» (правителя). В соответствии с планом, выработанном в Пекине на совещании представителей различных антибольшевистских сил на Дальнем Востоке, Азиатская конная дивизия из казаков, монголов и бурят вместе с другими подчиненными Унгерну отрядами (всего свыше 10 тыс. сабель) в мае 1921 г. пыталась перерезать Кругобайкальскую железную дорогу и изолировать РСФСР от ДВР. Однако совместными действиями частей 5-й советской армии, НРА и красных монгольских войск отряды Унгерна были отброшены в Монголию, а в конце июня — начале июля красные начали наступление в Монголию и заняли Ургу. Используя подвижность своих конных отрядов, Унгерну удалось оторваться от преследования. Вскоре он снова предпринял набег на советскую территорию, но, понеся большие потери, начал отход в Монголию. Под воздействием неудач среди его войск началось разложение. Все кончилось тем, что монголы из Азиатской дивизии связали своего командира и выдали его красным. 15 сентября 1921 г. Унгерн был расстрелян в Новониколаевске по приговору Ревтрибунала.
В ноябре — декабре 1921 г. белая Дальневосточная армия, переименованная к тому времени в Белоповстанческую армию (6 тыс. штыков и сабель) под командованием генерал-лейтенанта В.М. Молчанова освободила от большевиков почти все Приморье, заняла Хабаровск и продвинулась на запад до станции Волочаевка. Однако из-за недостатка сил и средств наступление белых было остановлено, и «белоповстанцы» перешли к обороне, создав Волочаевский укрепленный район. В феврале 1922 г. части НРА под командованием В.К. Блюхера перешли в наступление, отбросили передовые части повстанцев, а затем в ходе ожесточенного штурма овладели Волочаевскими позициями. «Белоповстанцы» оставили Хабаровск и отступили за «нейтральную зону» под прикрытие японских войск.
Военные неудачи вызвали разногласия в антибольшевистском лагере Приморья. В июне 1922 г. братья Меркуловы передали власть генерал-лейтенанту М.К. Дитерихсу, открыто заявлявшему о необходимости восстановления в России монархии. 23 июля на Земском Соборе во Владивостоке Дитерихс был избран Правителем Дальнего Востока и Земским Воеводой – командующим Приамурской Земской ратью (как стала именоваться теперь Белоповстанческая армия). Предпринятые им реформы преследовали цель возродить традиционный общественный порядок, восходящий в своей основе к допетровской эпохе. Так, например, основной административной единицей в Южном Приморье становились церковные приходы.
1 сентября 1922 г. Дитерихс предпринял попытку наступления с юга на Хабаровск, однако его Земская рать (около 8 тыс. штыков и сабель) была остановлена частями НРА. В начале октября ударная группа НРА перешла в наступление и отбросила белых к Спасскому укрепленному району. Войска НРА штурмом овладели Спасском и вскоре вышли на ближние подступы к Владивостоку, занятому японскими войсками. Рабочие и служащие города начали всеобщую забастовку, требуя пропустить в город части НРА, и японское командование было вынуждено подписать соглашение о выводе своих войск с Дальнего Востока. Остатки белых войск эвакуировались за границу. Всего из Владивостока вышло 25 кораблей и судов, на которых находилось около 10 тыс. чел. Остатки Земской рати перешли китайскую границу, где сдали свое оружие китайцам и были интернированы. 25 октября части НРА и партизаны вступили во Владивосток, а 15 ноября ДВР вошла в состав РСФСР.
Взятие Красной армией Владивостока традиционно считается датой окончания Гражданской войны, однако отдельные белопартизанские отряды действовали еще несколько лет. Сибирская добровольческая дружина под командованием генерал-лейтенанта А.Н. Пепеляева была разбита в Якутии в июне 1923 г., и в том же году советская власть была установлена на Камчатке и Чукотке. Военные действия на территории России уже не велись, однако Гражданская война не закончилась. Она приняла иные формы, превратившись в противостояние народа и власти, сопровождавшееся время от времени открытыми выступлениями (как, например, в период коллективизации). Однако власть большевиков уже была слишком сильна, чтобы подобные выступления могли иметь шансы на успех.
Большевики добились победы в Гражданской войне во многом благодаря созданному ими режиму тотального террора. Официально красный террор против «врагов революции» был объявлен после покушения на Ленина в сентябре 1918 г., но в действительности он начал проводиться гораздо раньше, так как кровавые расправы над своими противниками большевики осуществляли с первых дней после захвата власти, как, например, в Иркутске в декабре 1917 г. В январе 1918 г. Совнарком объявил о создании «трудовых батальонов» из «буржуазии», причем сопротивлявшихся мобилизации в эти батальоны, предписывалось расстреливать на месте. В июне Ленин требовал «поощрять энергию и массовидность террора», а Троцкий провозглашал, что «устрашение является могущественным средством политики, и надо быть лицемерным ханжой, чтобы этого не понимать». Расстреливали крестьян, не желавших отдавать хлеб продотрядам или взятых в заложники за действия повстанцев. Уничтожали бывших фабрикантов, банкиров, помещиков, офицеров, чиновников, представителей интеллигенции. При этом лишь малая часть жертв красного террора действительно участвовала в контрреволюционных заговорах и в той или иной форме вела борьбу против большевиков. В некоторых районах, например, в казачьих областях террор принимал форму геноцида, т.е. поголовного уничтожения. В Крыму после врангелевской эвакуации в ноябре 1920 г. жертвами кровавой зачистки полуострова стали, по меньшей мере, 12 тыс. чел. (офицеры, чиновники, казаки, стражники, студенты, санитары), чьи имена проходят по сохранившимся спискам чрезвычайных комиссий. Общее же число жертв красного террора оценивается приблизительно в 5 млн. человек.